Средние века к арабам и обратно

Пора, пора, трубят рога, звенели кубки до утра.
Кто пел, кто врал, кто под столом храпел. Светало.
Опущен сонный мост цепной, камин остался за стеной,
Дорога, конь, бальзам и меч, и добрых дел начало.

Никита Прозоровский
Планисфера Герувигуса
Планисфера Герувигуса 820-840, Франция, Реймс
820-840, Франция, Реймс
из манускрипта "Harley MS 647"
(коллекция астрономических и астрологических текстов)
820-XI, Франция, Реймс (?)
Британская библиотека

После падения Римской империи Европе становится совсем грустно и сильно не до астрономии; центр астрономических интересов перемещаются на арабский Восток. Пока Европа переживала культурный и государственный распад, мусульманский Восток усвоил и по возможности ассимилировал античную культуру.

Именно здесь, на арабском Востоке астрономия стала полноценной в современном понимании наукой. Здесь она прижилась, расцвела и принесла плоды, которые Европа пожала существенно позже — а мы теперь, значит, вкушаем.

Астрономическое же пространство Европы остается в послеантичности пустынным, за немногими исключениями: каролингские манускрипты и их последующие копии и компиляции. «Liber introductorius», «Книга введения», написанная, вероятно, в 1228 год Майклом Скотом вряд ли может считаться астрономическим трудом, скорее, популяризаторским, однако она сформировала отдельную средневековую традицию в иконографии созвездий и уранимики.

Так продолжается до тех пор, пока в Испании не открываются ворота в Европу для исламского научного знания. И тут уже остается недолго до благодатных ветров Возрождения. Собственно, уже повеяло.

Европейское средневековье

Беда Достопочтенный (672/673 — 735) — английский монах бенедиктинского устава, богослов, Учитель Церкви, учёный-историк.

Первый европейский труд после античности, связанный с астрономией — De temporum ratione, («Об исчислении времени», 725 год) Беды Достопочтенного, посвященный календарным вопросом и расчету пасхалий. В связи с этими темами он касается общей астрономии и космологии. Беда, однако, не дает ни какой информации о созвездиях неба. Описания и изображения созвездий в поздних изданиях его работы добавлялись издателями для полноты (и красоты).

Каролингское возрождение — период культурного возрождения в Европе в эпоху каролингов в конце VIII — середине IX века.

Результат работы группы астрономов при дворе Карла Великого — «Аахенская компиляция» (809 — 812), включавший сведения о астрономии и общие естественнонаучные знания. В основном, это краткое переизложение 1) классических текстов Плиния и 2) конспектов Арата Солийского. Астрономическая информация включала описание видимой небесной сферы, созвездий, планет, геоцентрическое устройство Космоса, календарные и астрологические сведения, а также методы астрономических расчетов. Возможно, первые редакции были без изображений вообще.

Церевод Цицерона с фигурами созвездий, заполненными текстом, «Харлеанский Арат», вышел после 830 года. В 825 — 840 гг. (или согласно другим исследователям около 816) издан «Лейденский Арат» — перевод на латынь «Явлений» Арата Цезарем Германиком — с иллюстрациями созвездий, сделанными по высшему разряду.

С античного перевода Германика начинается традиция «Аратеи» с комментариями и схолиями, с «Лейденского Арата» начинается иконографическая европейская традиция.

Каролингское возрождение закончилось, но астрономическая традиция не прервалась. в 1056 в северной Испании в монастыре Риполь монах Oliva составляет рукопись, в которой а) выделяет зодиакальные созвездия в отдельный ряд вне остальных созвездий и б) даёт описание и изображение планет.

В Испании в XII веке появляются переводы Птолемея, тогда же переводятся в арабского на латынь толедские таблицы: астрономия вернулась.

Центр астрологии, похоже, возникает при дворе императора Фридриха II на юге Италии в XIII веке. Здесь Майкл Скот в 1228 году пишет Liber introductorius, в которой вводит свою традицию созвездий, а в 1230 Georgius Zaparus Zotorus Fendulus публикует астрологический труд, в котором впервые появляются «дети планет» — иллюстрации «сфер ответственности» планет: охота и война, любовные утехи и монашеское служение, сбор урожая и торговля. У самого Фендулуса, впрочем, изображения попроще, но начало положено: книжки с подобными развлекательными картинками станут чрезвычайно популярны, хотя они уже далеко вне астрономии.