Ио
Луной над Океаном
В. И. Иванов. Ио
Пред скованным Титаном
В стремленьи неустанном
Двурогая Ио,
Не оводом язвима ―
Любовию гонима,
Проходит, мучась, мимо.
Распятый недвижимо
Взирает на нее.
Ио была жрицей Геры, Зевсовой супруги, но это не помешало ей стать предметом любовных притязаний Громовержца.
Реализовал он притязания экзотически: Зевс превратился в облако, и так соединился с Ио.
В чем была причина или же, наоборот, цель таких превращений?
…мифологи умалчивают. Захотелось неожиданных впечатлений, вероятно. Впрочем, есть несколько попутных соображений. Когда, например, Гомер употребляет выражение богиня накрыла Одиссея облаком
, это означает просто "сделала невидимым". Так что, возможно и в случае с Ио речь просто о тайном свидании? С другой стороны, Зевс — повелитель неба, грозы и туч, так что ассоциации понятны; не забудем и тему тучи-Нефелы в другом мифе.
Узнав, что на мужа в очередной раз напал пароксизм любовной страсти, Гера превратила Ио в корову и передала под охрану стоглазому великану Аргосу (между прочим, олицетворяющему звездное небо). Зевс, в свою очередь, послал Гермеса, известного вора, украсть Ио. Но стражник был столь бдителен, что просто украсть не удалось: Гермий усыпил его игрой на флейте и рассказами, а потом высосал все глаза убил.
Гера была возмущена коварным убийством и попыткой столь же коварной измены. Она поместила глаза Аргоса на хвост павлина, а павлина - на небо; на Ио же она наслала овода, который жалил ее и гонял по всей Ойкумене из конца в конец. Хотя вина самой Ио в этой ситуации не очевидна, но кто знает, возможно, у Геры были причины так поступить. Эсхил как-то неопределенно говорит о том, что погнало Ио в бесконечный путь: овод ли, просто ли безумие, или же Ио преследовал призрак Аргоса. А вот поэт Иванов из эпиграфа считает, что это была любовная страсть.
В скобках…
говорят, а может, придумывают, что астеризм Муха и есть этот самый овод. Позже астеризм получил временный статус созвездия — Северная Муха, впрочем, быстро слетевшего с неба.
В этой скачке Ио пронеслась и мимо Кавказских гор, где прикованный к кавказским скалам титан Прометей обрисовал ей маршрут дальнейшего движения и предсказал ей избавленье на берегах Нила.
И действительно, в Египте Зевс сумел улучить момент и превратить ее обратно. Там она родила, наконец, сына Эпафа, ставшего основателем династии египетских царей и многих городов, в частности египетской столицы Мемфиса. А на своем пути Ио пришлось двигаться эгейским берегом Малой Азии, страны которой именно от нее получили знаменитое название Иония.
Как именно пролегал маршрут Ио?
Самый очевидный вариант - Ио перебралась в Азию через Босфор, двинулась на юг через Ионию, повернула по южному побережью современной Турции, затем на юг через Сирию к Синаю, а там и до Египта копытом достучать недалеко. Беда этого варианта, что Кавказ остается совсем в стороне.
К счастью для мифа, кроме Боспора финикийского, был Боспор Киммерийский - ныне Керченский пролив, отделяющий Черное море от Азовского. В таком случае, Ио обогнула Понт Эвксинский (Черное море) с севера, попала в Крым и через Боспор Киммерийский доплыла до Азии и достигла Кавказа. Далее, все-таки, нужно попасть в Ионию и Ио двинулась на запад по южному берегу Эвксинского Понта, через земли амазонок к Трое и далее на уже описанный выше маршрут.
А как же Ионическое море? Вообще-то Ионическое море совсем недалеко от Додоны, и можно предположить, что Ио просто побывала на его балканских берегах, и этого хватило для названия. Однако некоторые мифографы полагают, что корова-таки переплыла его, такая корова, и оказалась на Аппенинском полуострове. Далее она поднялась на север вдоль него, повернула на восток и по южной части современной Восточной Европы добралась до Эвксинского Понта, а дальше - как было описано. Я все-таки считаю этот самый длинный маршрут сомнительным: не переплывала Ио Ионическое море, потопталась на берегу.
Все варианты можно найти на географической карте сайта.
Иногда Ио видят в созвездии Тельца.
Вообще-то…
Сюжет трактуют так: Ио, де, рогатая богиня месяца, молодой луны, блуждающей по звездному небу-Аргосу. Мне представляется это неинтересным и неубедительным евгемеризмом. Кстати, часто Ио изображается с рожками.
Галерея
Ио и облако
Гера
Гермес и Аргус
Тут я изменяю хронологическому порядку созданию картин в пользу сюжетной хронологии: Гера препоручает Ио Аргусу, приходит Гермес, усыпляет Аргуса и - голова его долой!