Афродита олимпийская богиня

Гимны слагать не устану бессмертной и светлой богине.
Ты, Афродита-Любовь, как царила, так царствуешь ныне.
Алыми белый алтарь твой венчаем мы снова цветами,
Радостный лик твой парит с безмятежной улыбкой над нами.

Валерий Брюсов

Афродита — богиня любви, секса и красоты.

Существуют две версии происхождения Афродиты, богини с ресницами гнутыми, обе хорошо разработанные. Первая: Афродита — дочь Зевса и Дионы. Вторая - Афродита самопроизвольно рождена из семени Урана, оскопленного Кроном, который отрезал серпом гениталии отца и бросил их море (в залив Дрепан, если быть точным). Потому Афродита и носит имя пенорожденная: собственно, aphros - пена по-гречески. Вот как описывает это дело Гесиод:

Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась.

Гесиод, пер. Вересаева

Рождение Афродиты произошло близ острова Кифера (точнее Китера), она даже к нему спервоначалу пристала, и потому Киферея - одна из эпиклес[?] богини. Но остров Афродите не понравился, и она поплыла дальше, до Кипра, где и вышла впервые на сушу. Потому называется и Кипреей. В последствии богиня частенько посещала Кипр и тот самый залив, где вышла на берег: купаясь в его волнах, она возвращала себе невинность, которую теряла с завидной регулярностью. Не уверен в особом смысле такой процедуры. Залив, отмеченный живописной скалой, находится ныне между Лимассолом и Пафосом. Я лично проверял магические свойства воды в этом месте Средиземного моря, но ничего особенного не заметил. Впрочем, знающие люди говорят, что нужно не просто поплескаться, а три раза проплыть вокруг скалы - они, наверное, пробовали.

На берегу ее встретили Оры Талло и Карпо, ставшие первыми спутницами богини. А при выходе из вод ее сопровождали Эрот и Гимер: Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимер прекрасный. Кто такое, как они оказались на месте событий? По Гесиоду Эрот - один из перворожденных наряду с Хаосом, Геей и Тартаром, одна из одна из четырёх первых космогонических потенций, как сообщает Википедия, ссылаясь на Лосева. Потенция не может "сопутствовать деве", так что или Эрот-потенция как-то персонифицировался, то ли это другой Эрот. Но как принято считать, другой Эрот - сын самой Афродиты и Ареса. В общем, здесь точно что-то не так. А Гимер - неконтролируемая страсть, вожделение - неизвестно кто. Как мне подсказали в ЖЖешочке, Гимер может быть братом Афродиты. Другая версия столь же необычна: Афродита родилась беременной двойней - Эротом (тогда он точно не сын Ареса) и Гимером, верно, доносила их на пути от Киферы до Кипра и родила перед выходом на сушу. Иногда Гимера отождествляют с Антиэротом имя переводится не "антилюбовь", а - взаимная любовь, иногда к Гимеру и Эроту добавляют Потоса, страсть, и тогда они формируют любовную триаду спутников и помощников Афродиты. Ну и к слову, к свите постепенно присоединились Гедилогос — бог любовного сладкоречия, Гермафродит сын Афродыты и Гермеса — бог женоподобной мужественности, Гименей — бог брака и бракосочетания.

Афродита - жена Гефеста. Богиня любви и красоты. Через внушаемую любовь может подчинить своей власти любых смертных и бессмертных. Только три олимпийские богини не подвержены ее чарам - Гестия, Афина и Артемида. Афродита сама не избегла собственного влияния и, более того, была весьма неразборчива в связях - вспомним хотя бы брутального Ареса! Ее собственные и внушенные ею любовные приключения часто приводили к скандалам в божественных семействах. (Смотрите, например, одну из версий происхождения созвездия Орел.)

Вообще, эволюция образа Афродиты - первоначально, вероятно, местная, не греческая, малоазиатская (?) богиня, а затем - от яростной и опасной в архаике, до нежной, милой и мягкой у римлян.

Вечный спутник Афродиты - Эрот.

Эпиклесы Афродиты

По местам почитания:

  • Киферея (Цитера) - как сказано выше, от острова Кифера, близ которого была рождена богиня;
  • Киприда - от острова Кипр, где Афродита вышла на берег;
  • Пафия, Пафосская богиня - от города Пафос на Кипре, где находился храм Афродиты общегреческого значения;
  • Аматузия — от города Аматунта на Кипре, центра почитания богини;
  • Идалия - от города Идалион, где Афродита почиталась, как главное божество;
  • Акидалия — от Боетийского источника.

Происхождение от Урана и, вероятно, не дошедшая до нас связь богини любви со смертью сохранилась в эпитетах:

  • Меланида (чёрная, мрачная),
  • Скотия (тёмная, мрачная),
  • Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность, возможно,
  • Сосандра (спасающая людей),
  • Эпитимбия (погребальная),
  • Мухейа - богиня тайных мест.

Связь с морским рождением отражена в эпиклесах:

  • Анадиомена ("выныривающая") - появившаяся на поверхности моря (кажется, именно этот эпитет переводится как привычная Пеннорожденная);
  • Эвплойя ("дающая благополучное плавание");
  • Понтия - от Понт - море, - то есть "морская" (эпитет применялся и для других богинь и полубогинь, связанных с морем, например, нимф).

Функции подательницы любви и разжигательницы страсти во всяких видах отразились в эпиклесах:

  • Дола («обманщица»),
  • Морфа («дающая красоту»),
  • Анфея («цветущая»),
  • Каллипига («прекраснозадая», хорошо известная по скульптурным изображениям),
  • Гетерия — покровительница гетер,
  • Пейто («убеждающая», а скорее «обольщающая»).
  • Дарцетос — покровительница праздной лени,
  • Кастния — покровительница бесстыдства,
  • Порн — покровительница разнузданной страсти,
  • Диварисатрикс и
  • Перибазия («совершающая девиационный сексуальный акт»).

Наконец, Платон утвердил две ипостаси Афродиты:

  • Афродита-Пандемос — Афродита «всенародная», может быть, точнее «вседоступная» и
  • Афродита-Урания — небесная.

Афродит

На Кипре бытовала мужская ипостась богини — Афродит. Возможно, классический сын Афродиты Гермеса Гермафродит — развитие и переосмысление этой ипостаси.

Катастеризм

С периодом «пришествия Тифона» связан эпизод, канва которого постоянна, а существенные детали рознятся.

Однажды, рассказывается, Афродита сидела у озера около сирийского города (очевидно Бамбики или Эдессы, потому что именно эти города связаны с водным культом), предаваясь праздности. Внезапно из кустов выскочил Тифон с несомненной целью уничтожить богиню. Афродита немедленно прыгнула в воды и превратилась рыбу. Тифон, даром что грозный, но не слишком умный, не догадался, куда исчезла жертва и покинул место происшествия. Афродита же потом, из рыбы превратившись вновь в богиню, выйдя на берег и отплевавшись, эту рыбу, в ипостаси которой она пребывала, поместила на небо в виде созвездия Великая Рыба — Южная Рыба.

Другая версия этого же мифа говорит, что Афродита сидела не в Сирии, а гораздо западнее, у Иераполиса (это где современное турецкое Памуккале), и не праздности она предавалась, а любовным утехам со своим смертным любовником Адонисом. Далее по сюжету: Тифон, синхронное плавание превращение в рыб и обратно: правда, созвездие получилось другое, потому что персонажей двое: Рыбы.

Потом, когда нравы истончились, мифологи заменили Адониса Эросом: дескать, мама с сыном сидели на берегу, разговаривали о божественном и ничего скоромного. Тут — Тифон! Афродита и Эрос разом прыгнули в воду, и превратились временно в рыб (или уплыли на двух рыбах, как вариант). Результат — созвездие Рыбы.