Случай на охоте Кефал и Прокрида
Муж убил свою жену!
Антон Павлович Чехов"Драма на охоте"
Кефал был мужем Прокриды, и оба они были страстными охотниками. (Всё это происходило в Аттике в Торикосе).
Однажды Кефалом соблазнилась богиня зари Эос — Эос вообще вечно соблазнялась кем попало. Кажется, Кефалов у неё в активе было два: одного она увидела спящим и увезла на колеснице в свои скрытые чертоги, чтобы без помех насладиться его юностью, а другой наш, охотник, которого она увидела в чаще леса на охоте и пыталась уговорить. Но возможно, это все-таки один персонаж в разных обстоятельствах: все мифографы путаются, и мы вслед за ними.
Так или иначе, Кефал попытался было отказать Эос, ссылаясь на верность жене. Богиня же в ответ заявила, что Прокрида-де изменяет ему регулярно за деньги, и, сделав Кефала похожим на некого Птелеона, предложила испытать супругу. Действительно, Прокрида легко отдалась лже-Птелеону за определенную сумму. Кефал оставил ее и стал возлюбленным Эос. (У них от этого получился сын Геспер или Фарос, точно тоже не известно.)
Прокрида, осуждаемая афинянами, была вынуждена уехать на Крит, где правил в это время царь Минос. Минос переживал тяжелый период: его жена Пасифая, сама известная экстравагантными сексуальными вкусами, была крайне раздражена неувядаемой похотливостью мужа, и заколдовала его таинственным колдовством. Теперь во время оргазма Минос извергал не семя, а скорпионов и тарантулов, что сильно мешало его половой жизни. Вообще, извергал он «терий», то есть «зверей», но считают, что именно скорпионов и тарантулов.
Прокрида вызвалась излечить царю. Она ввела себе в вагину мочевой пузырь козы, чем оберегла себя от миносовых «зверей» и таким образом безопасно провела с ним лечебное соитие. Терапия оказалась полностью успешной, нежелательные «терии» больше не появлялись, и Минос отблагодарил Прокриду, заядлую охотницу, подарив собаку Лелап, от которой не может ускользнуть дичь, и копье, всегда поражающее цель. (Оба подарка были получены Миносом от самой Артемиды-охотницы. Другая версия: пес был приставлен стражем к Европе предусмотрительным Зевсом, когда он оставил ее на Крите; впоследствии собака перешла к царю Крита Миносу.)
Спустя время Прокрида вернулась в Афины, приняв облик юноши. В этом виде она встретилась со своим бывшим мужем Кефалом на охоте. Тот так захотел получить удивительную Лелап и чудесное копье, что стал предлагать их молодому хозяину любые деньги. Но тот сказал, что деньги ему как-то ни к чему, а вот если Кефал разделит с ним ложе и даст ему то, что обычно дают мальчики, будет о чём говорить. На этом-то ложе Прокрида открылась Кефалу, они помирились, и Кефал получил жену, гончую и копье.
Но Артемида была обижена, что ее подарки так легко переходят из рук в руки, да еще при таких двусмысленных обстоятельствах (не забудем, что Артемида вообще была девственницей!). Она зародила в Прокриде подозрение, что ее Кефал, уходя на охоту, продолжает встречаться с Эос. Прокрида стала следить за мужем, и как-то на ночной охоте Лелап, учуяв позади, как ей показалось, дичь, встала в стойку, Кефал бросил на звук незнающее промаха копье и поразил свою ревнивую жену насмерть.
Афинский ареопаг приговорил его к вечному изгнанию.
Уже после изгнания, Кефал (вместе с Лелап) попал в Фивы, где царь Амфитрион упросил его поохотиться на Тевмесскую лисицу, опустошавшую Беотию. Более того, уверяют, что она питалась человечиной, свирепо нападала на мирных путников, и от нее приходилось откупаться молочными младенцами и нежными юношами. Кефал согласился отправиться на охоту. Но лисица эта, людоедка была неуловима божественной волей Диониса (это он во хмелю напустил хищницу в Беотийские леса). А Лелап не упускала добычу божественной волей. Охота продолжалась и продолжалась и не могла окончиться! Этот парадокс, достойный Зенона, вызвал такие бурные дебаты на Олимпе, что Зевс в раздражении не нашел ни чего лучшего, как превратить обеих в камни.
По этому нравоучительному, а равно и трагичному мифу была была поставлена в 1755 году первая русская опера — «Цефал и Прокрис». Музыка к ней написана придворным композитором Франческо Арайи, а стихи Александра Сумарокова.
С другой же стороны Лелап и неуловимая лисица оказались на звездном небе как Большой и Малый Пёс.