αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Собаки домашние животные

Собаки на небе

На небе три «собачьих» созвездия: Большой Пёс, Малый Пёс и Гончие Псы, а поскольку Гончих Псов два, то на небе четыре собаки. Но претендентов на их роль гораздо больше.

Собаки Актеона

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей.
Только от жизни, от жизни собачей,
Собака бывает кусачей.

«Собака бывает кусачей» Юнна Мориц

Актеон, страстный охотник, как-то во время охоты увидел богиню Артемиду во время купания обнаженной. Артемида, имевшая болезненный антисексистский пунктик, взяла и превратила ничего не подозревавшего юношу в оленя. А уж потом его загрызли собственные собаки.

Сколько собак было в своре Актеона доподлинно неизвестно. Мифологические источники, однако, называют целых 92 собачьего имени.

92 собаки Актеона

  • Авра
  • Агра
  • Агрий
  • Акамант
  • Алкея (Алка)
  • Амаринтос
  • Аргиод
  • Арго (не имеет отношения к аргонавтам)
  • Аретуса
  • Аркад (или «аркадский»)
  • Аркена
  • Асбол
  • Балий
  • Боракс
  • Борей (по имени ветра)
  • Борес
  • Волат
  • Гарпал
  • Гарпалик
  • Гарпия
  • Гемон
  • Гилактор
  • Гилей (Гилаей)
  • Горго
  • Диномаха (Дниомаха)
  • Диоксиппа
  • Доркей
  • Дракон
  • Дромад (Дромант)
  • Дромий
  • Евдром (Эвдром)
  • Зефир (по имени ветра)
  • Ихней
  • Ихнобат
  • Канакея (Канаха)
  • Килло
  • Киллопод
  • Киприй (или «кипрский»)
  • Кор
  • Коракс
  • Лабр
  • Ладон (не путать с драконом)
  • Лакена
  • Лакон
  • Лалапа (Лайлапс)
  • Лахнея (Лахна)
  • Левкон
  • Леонт
  • Леэна (Леайна)
  • Ликиска с Кипра
  • Ликотт
  • Линкей
  • Линкеста
  • Махим
  • Меламп
  • Меламп (другой, не тот, что выше!)
  • Меланей
  • Меланхет; по мнению Овидия, именно он первым набросился на хозяина, превращенного в оленя
  • Напа
  • Неброфон
  • Обрим
  • Окидром
  • Окидрома, его жена
  • Окипета
  • Окифой (Окитой)
  • Оксироя
  • Омарг
  • Ореситроф (Орезитроф)
  • Ориада
  • Орибас
  • Памфаг
  • Пахил
  • Пемена (Пойменида)
  • Птерел (Птерелай)
  • Сагн
  • Сир
  • Спарт
  • Стиктея (Стикта)
  • Стилбон
  • Териопа
  • Терифона
  • Терон
  • Тигрид
  • Урания
  • Фей (Той), с Кипра
  • Феридамант (Теридамад)
  • Харон (не путать с перевозчиком душ умерших!)
  • Хароп
  • Хедиетр
  • Элл (Аэлл)
  • Эфон
  • Эхиона.

Можно было бы ожидать, что это — Гончие Псы. Однако, это созвездие не имеет отношения к актеоновой своре, а его собаки в одном из двух созвездий: Большой или Малый Пёс, а может быть, и в них обоих.

Собаки Ориона

Я хвалился: что за песик!
Эти лапки, этот носик,
Эти ушки, этот хвост!
Я б вознес тебя до звезд,
Чтоб сиял ты с небосклона
Псом, достойным Ориона.

П. Ронсар, «Книжка шалостей» (1553), Пятая шалость,
пер. В. Левика

Орион — знаменитый беотийский охотник, помещенный на небо в виде одноименного созвездия. Рядом с ним находятся его охотничьи трофеи и его гончая собака — Большой Пёс, или только его звезда Сириус. Кстати, некоторые уверяют, что это кличка собаки. Тут же рядом и Малый Пёс, похоже, так же из гончих Ориона. Но вряд ли собаку звали Процион.

По другой версии, собаку Ориона звали Майра, но судя по всему, это путаница с другой собакой с такой кличкой, собакой Икария, которая тоже претендует на место на звездном небе.

Собака Икария Майра
Дионис, Икарий и Майра
Дионис, Икарий и Майра
аттическая черно-фигурная амфора, ок. 540–520 до н.э.
Британский музей

— Что ты Майра, друг мой милый,
Лезешь в этот топкий пруд?
Взгляд твой дикий и унылый…
— Так покину мир постылый:
Мой хозяин — мёртвый труп!

Сильвестр Африканский, «О верности и бесчестии»

Майра (или Мера) была собакой Икария, которого Дионис первого научил делать вино.

Икарий овладел искусством виноделия и винопития и стал продвигать оба знания в массы. Получилось не очень удачно: в Марафоне пастухи наприобщавшись к новому знанию, напились допьяна и решили, что Икарий их отравил. Они перепугались и забили его мотыгами (ну, видимо, пастухи с собой носили мотыги на всякий случай). А потом спрятали тело.

Майра нашла тело хозяина и за подол притащила к месту преступления дочь Икария Эригону. Дочь Эригона расстроилась - и повесилась. Собака Майра тоже расстроилась - и утопилась. А убийцы сбежали на остров Кеос, который был наказан за их приют убийственной жарой.

Дальше история мистическим образом развивается, о чем можно почитать на специальной страничке Не пей вина, Икарий!, но ни Эригону, ни Майру уже не спасешь: они обе на небе в виде созвездий, собака - в виде собаки: Большой Пёс, или в виде главной звезды созвездия Сириус, или в виде Проциона, главной звезды Малого Пса, или, наконец, в виде самого Малого Пса.

Та самая жара на Кеосе связана именно с звездой Сириус, и возможно, катастеризм Майры имеет к этому прямое отношение.

Критский пёс

Я знаю: у Тантала Критский Пес… Верни Его…
Пора тебе в дорогу

из интернетов

Когда Зевс, преобразившись в белого быка, украл в Тире у местного царя дочь Европу, перевез ее через море на остров Крит, насладился добычей и, удовлетворенный, собрался вернуться к себе на Олимп, он решил поставить трофей под надежную охрану, вдруг что? И приставил к девице, которая уже была не девица, а носила приплод, собаку сторожевой службы.

Это была золотая собака, хотя что означает в данном случае «золотая», непонятно: то ли рыжую масть, то ли нужно понимать эпитет буквально. Когда Зевс только родился, мать Рея спрятала его в Эгейских горах на Крите — это было необходимо из династических соображений: отец ребенка Кронос вовсе не хотел делиться властью с наследником. В качестве тревожной охраны Рея и приставила к пещере с люлькой золотого пса. Есть версия, что эта «золотая собака» была механическая, и изготовил её Гефест. Никак не может быть из хронологических соображений: Гефест был сыном Зевса.

После того как собака поохраняла Европу, Зевс пристроил её охранять место своего рождения, критскую пещеру. Так просто, из ностальгии. Получается очень длинная собачья жизнь; может и вправду собака была механическая?

Эта собака и оказалась на небе в виде Большого Пса.

Но мифы идут дальше, и рассказывают, что прежде, чем попасть на небо, собака сначала перешла к царю Крита Миносу (собственно, сыну Зевса и Европы), потом Минос передал его случайной подружке Прокриде, потом собака досталась в наследство мужу Прокриды Кефалу, а потом охотилась на Тевмесскую лисицу. А уже потом — на небо. И звали ее в таком случае Лелап.

Я решительно возражаю против этого несуразного предположения, ибо собаки столько не живут, и считаю, что золотой Критский пёс и Лелап может и родственники по прямой, но точно не одна собака. А про настоящую Лелап известно вот что.

Лелап

Лелап по веленью божественных сил настигает лисицу,
Лисица, согласно тому же веленью, из пасти его вырывается,
И снова погоня, мелькание тел и лесов вереница,
И это настойчиво и монотонно в который уж раз повторяется.

Гиви Чрелашвили «Лелап и Тевмесская лисица»

Лелап была охотничьей собакой Артемиды, богини-охотницы, а охотничьи навыки, согласитесь, отличаются от навыков сторожевого пса. А поскольку собака принадлежала богине, то и ее способности были исключительными: Лелап божественным соизволением никогда не теряла след добычи.

Артемида подарила собаку критскому царю Миносу, своему, кстати говоря, неполноюродному брату по отцу. Минос, в свою очередь, подарил собаку Прокриде, страстной охотнице, мигрантке из Аттики: Прокрида исцелила Миноса от неприятного, можно сказать, венерического заболевания. Я думаю, такая передача подарков да еще и при двусмысленных обстоятельствах, не слишком понравилась Артемиде-девственнице. Прокрида по прошествии времени вместе с подарками вернулась к своему мужу Кефалу. На нее к тому времени криво смотрели целые две богини — Артемида и Эос, — и немудрено, что она случайно погибла на охоте.

Лелап перешла Кефалу.

До этого момента шло введение в историю. Вот что привело Лелап на небо.

За убийство, хоть и ненамеренное, Кефал был изгнан ареопагом Афин и попал в Фивы. Царь Амфитрион пригласил его поохотиться на Тевмесскую лисицу, опустошавшую Кадмею; Кефал согласился. Но лисица эта была неуловима тоже божественным соизволением, на этот раз бога Диониса. Охота продолжалась и продолжалась и не могла окончиться! Этот парадокс о божественном всемогуществе вызвал бурные дебаты на Олимпе. Зевс, не любивший сложностей и игры ума, не нашел ни чего лучшего, как превратить обеих животных в камни.

Лелап была вознесена на небо в виде Большого Пса, а лисице соответствует Малый Пёс.

Аргус

Собака Одиссея по кличке Аргус, признавшая хозяина, когда тот через двадцать лет неузнанный вернулся домой после Троянской войны.

ты вернулся: я узнал тебя по запаху
ты пахнешь морем и чужими странами
ты пахнешь кровью и чужими женами
ты пахнешь смертью и чужими ранами
чужими ласками, чужими стонами

я помню запах твой, я помню запахи:
песком, камнями, солнцем и оливою
ты пахнешь. молоком, вином, оружием
ты пахнешь. Пенелопою ревнивою
ты пахнешь. своей ложью неуклюжею
ты пахнешь: я узнал тебя по запаху

На небе — Малый Пёс.

Собака Елены Прекрасной

Елена, известная как Елена Прекрасная, дочь Тендерея / Зевса и Леды и сестра Диоскуров, была желанной партией для молодых героев Эллады. Она стала женой Менелая, но некоторых горячих кровью (или чем там?) персонажей это не остановило. При содействии Афродиты сын троянского царя Парис сумел завоевать сердце Елены и, пока муж Менелай отлучился на минуточку на Крит, умыкнул ее к папочке в Трою. Потом в результате всего этого случилась Троянская война.

Ну, все было по согласию: Елена набрала с собой вещей, так что корабль погрузился в воду по весла, взяла двух служанок и балованную собачку. Когда беглецы плыли узким проливом Эврип меж островом Эвбеей и материком, вздорная собачонка вырвалась из рук хозяйки и упала за борт. Елена упросила Зевса поднять ее на небо. Тот от неожиданности сделал её созвездием Малый Пёс.

Глупая история, я не смог найти ее в серьезных источниках, так, болтают по углам. Я в нее не верю.

Астерион и Хара

Я себя уже не слышу.
Брось кусаться! Перестань!
В темноте скребутся мыши.
На пол в темноте не встать…

Страх пугает занавеской.
Весь дрожит, как будто вор.
В темноте темно и тесно.
В темноте не скрыть позор.
Я раздавлен темнотою.
Чья-то морщится рука.
Ночь расколота луною
на последних два глотка.
Ночь уснёт уже под утро.
В темноте не видно снов.
Я лежу и сплю как будто.
Наблюдаю Гончих псов.

Povetkin «Астерион и Кара»

Ну и наконец, про Гончих Псов.

Это охотничьи собаки Аркада, сына нимфы Каллисто, которыми тот едва не затравил матушку. Зовут их Астерион и Хара. Подробности среди Любовных утех Зевса: Каллисто.

Гончие Псы!

Кербер и Орф

Снился мне усталый Цербер
Снился старый, тихий ад
В паутинах снились цепи,
Вместе с ржавчиной оград.

Побросали царство черти
И сбежали кто куда
Пса спрошу я: «Чей ты, чей ты?
Ты ничей?» Ответит: «Да!»

«Цербер», Леонид Негребов

Кербер, трехголовый монстр, исчадие Аида, домашний песик Гадеса пойдет опционально. Его часто называют Цербером, но это не очень правильно, хотя как раз в астрономии принято именно так.

Это не настоящая собака, это порождение Тифона и Ехидны; Кербер охранял вход-выход в Аид. (Вообще-то входов было много, не известно, на каком служил сторожевую службу Кербер; наверное, поэтому в Аид все-таки проникали некоторые герои.) Однажды Кербера вывел на белый свет Геракл: во время своего двенадцатого подвига. Кстати, у Кербера был собака-брат, двухголовый пес Орф, с которым тоже сталкивался Геракл.

Кербера суют в созвездие Большой Пёс, но я считаю это античным троллингом.

Зато Ян Гевелий вполне всерьез предлагал созвездие Цербер в качестве составляющей части Геркулеса. Впрочем, Гевелий изобразил Цербера в виде хлипкого дракона, которого душит Геракл, и созвездие, конечно, не прижилось на небе.

Собаки в мифологии

Формально отношение к собаке в Греции было сдержанное: она воспринимались как символ бесстыдства и нечистоплотности, хотя на деле всё могло быть по-другому. В религии собака имела хтонический оттенок, как что-то относящееся к потустороннему миру.

Самый известный мифологический пёс — Кербер, охранявший вход в Аид; среди исчадий подземного мира были собаки, и, говорят, это были человеческие души. На чёрных стигийских с берегов реки Стикс псах разъезжала Геката, лунная богиня ночи и смерти, потустороннего мира и темной магии. Собака была атрибутивным животным Гекаты. Своим воем над умершим хозяином собаки призывали эту богиню, чтобы та могла сопроводить в Аид душу преждевременно умершего или того, кто не был похоронен должным образом с монетой во рту.

Возможно, собака сама выступала психопомпом, вместе в Гермесом сопровождая души умерших в Аид. Этих животных приносили в жертву в похоронных обрядах: они должны были помочь душе добраться до цели. Так поступает Ахиллес на похоронах Патрокла, готовя ему погребальный костёр:

Девять псов у царя, при столе его вскормленных, было;
Двух из них заколол и на сруб обезглавленных бросил.

Гомер, «Илиада», XXIII, 173 — 174)

(Там же Ахиллес, как собак, убивает и пленников.)

И да, мясо жертвы могло, как принято, затем съедаться на жертвенной трапезе, хотя собак старались сжигать полностью, невкусно, наверное.

Чёрных собак (часто щенков) приносили в жертву на перекрёстках, посвящая Гекате; особенно эффективны перекрёстки трёх дорог: подобные манипуляции, по мнению Куна, помогают предостеречься от колдовства. Спартанцы проводили собачьи жертвоприношения при инициации юношей, а македонцы, отправляясь в военный поход, рассекали животных пополам, клали части на обочинах дороги и маршировали между ними.

Вот что сообщает нам Плутарх в «Римских вопросах» обо всех этих традициях.

Неко­то­рые, одна­ко, утвер­жда­ют, буд­то собак пото­му не пус­ка­ют в Афин­ский акро­поль и на ост­ров Делос, что эти живот­ные спа­ри­ва­ют­ся у всех на виду в отли­чие от быков, сви­ней и лоша­дей, кото­рые дела­ют это в стой­ле, а не бес­стыд­но и откры­то.
. . . . . . . . .
Древ­ние счи­та­ли это живот­ное не вполне чистым и нико­гда не при­но­си­ли его в жерт­ву ни одно­му из олим­пий­цев. Толь­ко как тра­пе­зу для Гека­ты Под­зем­ной их при­но­си­ли на пере­крест­ки, и эта жерт­ва слу­жит отвра­ще­нию или искуп­ле­нию зла. В Спар­те щен­ков жерт­ву­ют само­му кро­во­жад­но­му из богов — Эни­а­лиюэпитет Ареса, а в Бео­тии обряд все­на­род­но­го очи­ще­ния состо­ит в том, что люди про­хо­дят меж­ду частя­ми раз­руб­лен­ной надвое соба­ки.

Плутарх, «Римские вопросы», 111

У собак в религии греков были, конечно, и не такие омерзительные роли.

Собака упоминается также среди атрибутов Аполлона, присутствует на некоторых его изображениях; о такой связи бога и животного говорят эпитеты «Кинегет», «Киней». Лосев видит в этом хтоническое прошлое бога, американские авторы Эдельштейны — его охотничьи пристрастия. Ксенофонт так начинает свой трактат об охоте Охота и собака — изобретение богов, Аполлона и Артемиды. Как-то раз Аполлон даже превратился в собаку, чтобы овладеть одной из дочерей Атенора; в Спарте Аполлон Карнейский покровительствовал этим животным, подарил Кастору собаку новой породы — кастариду, и также вывел породу эритреиских собак.

Далее, собака была атрибутом бога врачевания Асклепия (во младенчестве он был спасен пастушьим псом и был, кстати, сыном Аполлона), и собаки при асклепионах, говорят, исцеляли больных. Как воплощение ярости и злобы — священное животное бога войны Ареса. Ну и наконец, атрибут богини охоты и сестры Аполлона Артемиды — охотничья собака.

Собаки присутствуют в культах Зевса, Гефеста и Геракла; им тоже приносили собачьи жертвы (так что Плутарх не совсем прав), но крайне редко.

Собаки в быту

Так вот, на деле всё было не совсем так: греки любили своих собак, так же, как и сейчас хозяева любят своих мохнатых домочадцев.

У греков были охотничьи собаки (см., например, собак Актеона), служебные (пастушьи) и, да, были маленькие домашние собачки, как выше сомнительный случай с Еленой.

Чтобы не быть голословным, но не писать отсебятины: античные эпитафии любимым собакам с их надгробий (не только греческие, но и римские).

Эпитафии собакам

Оплаканному псу

Путник, не смейся, прошу, надгробие это увидев,
Пусть я собака, но был, мёртвый, оплакан и я.
Эту надпись нанёс своими руками хозяин,
Прах мой сюда положил.

Собаке Бальба

Бальб земле Лесбоса передал друга, собаку,
Верного спутника всех труднотекучих дорог.
Будь же легка, о земля, для умершей собаки,
Как для людей — бессловесным место такое же дай.

Кринагор Митиленский ?
Маленькой Тее

В этой гробнице сокрыты, но продолжают сиять
Преданность, нежность, любовь маленькой Теи-собаки
Дева-хозяйка, грустит, источая горячие слёзы.
Камень холодный хранит истинной дружбы завет.

Тиранну

Собака Тиранн.
Здесь я теперь отдыхаю, хозяин, после жизни своей многотрудной.

Партенопе

Здесь Партенопа лежит, благодарность она заслужила,
Доброй собака была — вот и надгробия честь.
Путник, себе заведи доброго друга, который
В жизни тебя бы любил, мёртвого не забывал.

Филокинигу («Любящему охоту»)

Имя моё Филокиниг, был я таков:
Против страшных зверей быстрый свой шаг направлял.

Стефану

…Стефана звали любимым, смерть его прочь унесла:
Умерший, здесь он лежит: Стефан, собака Родопы;
Ею оплакан как друг, как человек погребён.
Стефан, лежу здесь, собака; гробницу воздвигла Родопа.

Ликаде из Фессалии

Даже теперь после смерти пред костями твоими в гробнице
Звери трепещут, боясь, помня, Ликада, тебя!
Доблесть твою не забудут ни Пелиона леса,
Ни далёковидная Осса, ни Киферон одиноковершинный.

Симонид
Локриде

Вот и погибла Локрида под кустиком корневетвистым,
Самой быстрой была ты между лающих псов.
Но незаметно в твои столь резвопроворные члены
Неумолимый свой яд пестрая змейка влила.

Анита Тегейская, пер. Ю. Голубец
Тавру («Быку»)

Камень гласит, что под ним из Мелиты почиет собака;
Стражем вернейшим она в доме Евмела была.
Тавром при жизни её называли; и ныне, по смерти,
Голос ее на путях тьмы молчаливой звучит.

Тимн, пер. Ю. Шульц
Лампону

Лампон-охотник, многосвершивший Мидаса пёс, жаждой убит.
Влажную землю ты рыл: скрыт был источник подземный.
Только лишь умер, струя резво забила меж лап.
Нимфы обрушили гнев на тебя за убитых оленей.

Антипатр Фессалоникийский
Патрицию

Слёзы лились из очей, тебя опустил я в могилу,
Милый Патриций! Теперь ты не приляжешь в ногах,
Тысячью поцелуев ты нас не осыплешь, увидев.
Скорбное место сие будет навечно для нас.
Мудр был ты как человек, друга теряем с тобой.

Старой собаке

Так я рыдал, добрый пёс, тебя опуская в могилу,
Как много лет лет до того счастьем был полон, внеся
Теми ж руками своими в дом наш слепого щенка.

римская эпитафия
Маргарите («Жемчужине»)

В Галлии я родилась; от богатого жемчугом моря
Имя мое: красоте это достойная честь.
Смело в дремучих лесах умела я рыскать по следу
И по высоким холмам зверя пушистого гнать.
Не приучали меня ходить на своре несносной,
Да и не били совсем по белоснежной спине.
Мягко мне было лежать у хозяев моих на коленях
И на постельке своей сладко усталой дремать.
Молча могла бы сказать я больше всякой собаки
И не пугала ничуть лаем своим никого.
Но погубили меня роковые несчастные роды,
И на могиле мой прах мрамором скромным покрыт.

римская эпитафия, пер. Петровский Ф., Гаспаров М.Л.
Однострочные эпитафии

Елене, нашей питомице, несравненной душе, достойной похвалы.

Майя никогда не лаял без причины; теперь он молчит.