Эрос бог
…он дик и жесток, словно ужасный дракон.
Апулей, "Метаморфозы"
Он на крылах облетает эфир и всех утомляет,
Раны наносит он всем, пламенем жгучим палит.
Даже Юпитер трепещет пред ним и боги боятся.
Стиксу внушает он страх, мрачной подземной реке.
Эрос (или Эрот) — бог неудержимой любовной страсти. Позже стал богом романтической влюбленности и из негодного злобного шкоды с луком, которого боялись все другие боги, которых он мог легко и просто лишить разума одной стрелой, превратился в пухлявого младенца. Но это случилось гораздо позднее. У римлян, кстати говоря, Эрос переназывается Амуром или Купидоном, а в живописи используется термин «путти» для этих толстеньких крылатых младенцев.
Рождение Эроса
Эрос — сын Афродиты и скорее всего, её отца Урана, и все это было довольно странно. События развивались так.
Уран был кастрирован Кроносом, а набухший спермой член был заброшен в море, где в результате сначала была самозачата и сформировалась Афродита, а потом в море же же и от того же источника забеременела Эросом близ Киферы и родила его прямо в воде около Кипра. Когда она вышла на берег, Эрос и Гимер, возможно его брат, сопровождали ее, войдя впоследствии в ее свиту.
С другой стороны, Эроса называют сыном Афродиты и Ареса (Нонн Панополитанский; по его мнению, Эрос родился неподалеку от города Берои), есть и другие варианты, но мы их оставим за кадром, как маргинальные.
Однако у Гесиода Эрос выступает, на ряду с Хаосом, Геей и Тартаром, как изначальный бог, любовной интенцией которого были порожден весь мир и остальные боги. По Гесиоду же, но позже, он становится спутником Афродиты, как и в ортодоксальной версии. Но как же быть с родами в воде?!. Возможно, в его "Теогонии" говорится о двух различных Эросах? Или протогенический Эрос-первостихия загадочным образом перевоплотился в юного антропоморфного бога с крылашками?
Амур и Психея
Мифов про Эроса не так уж много, и самый известный — история про Амура (Эроса) и Психею (душу, Психе), ставшая популярной благодаря Апулею с его знаменитым «Золотом ослом». Я перескажу ее максимально кратко, придерживаясь апулеевских римских имен богов.
Психея была младшей из трех дочерей некого царя, настолько красивой, что возбудила ревность Венеры (Афродиты). Венера послала сына Амура, чтобы тот поразил красавицу стрелой и влюбил в самого последнего эллинского обсоса без рода и племени, но Амур, увидев Психею, влюбился сам. В это время Психея получила оракул о женитьбе на жутком женихе, описание которого я процитировал в эпиграфе, и готова была проститься со своей жизнью. Так что когда неизвестный дух, не показывая своего лица, перенес ее в роскошный дворец и стал еженощно инкогнито посещать, она была вполне удовлетворена поворотом событий. И скоро забеременела.
Однако, две ее сестрицы, полные черной зависти, подговорили Психею внять оракулу и выяснить, кто же оказался у нее в любовниках, и на всякий случай, отрезать ему голову. Психея поохала, но согласилась, что это хорошая идея, и после очередной бурной ночи взяла отточенный нож, масляную лампу и откинула полог постели. Вместо ужасного дракона она обнаружила нежного крылатого Амура странно, что амуры на ощупь не отличаются от драконов и в растерянности укололась о лежащие тут же стрелы. Тут она окончательно довлюбилась и плеснула горячим маслом на юного бога здесь Апулей переворачивает миф в поэтической игре: не Эрос обжигает, а сам обожжен. Амур захныкал и улетел к маме: сказался больным, ни в чем не виноватым, лег в дальней спальне и накрылся одеялом, отвернувшись к стенке.
Психея же расплакалась и пошла его искать. У Апулея всякие сказочные приключения, встречи с богинями и страдания, которые я опускаю: в конце-концов Психея попадает к будущей свекрови Венере, а та в ярости начинает ее третировать в вазописи на эту тему встречаются всякие сюжеты, потом дает классические сказочные задания см., скажем, «Золушку», и наконец отправляет в подземное царство мертвых к Прозерпине (Персефоне) за какой-то шкатулкой. (У Апулея это тоже нудное место.)
Психея, получив довольно интересный инструктаж от доброжелателя она держит в руках по лепешке для Кербера, а во рту две монеты для Харона - туда и обратно - и не поддается на провокации их положить, отправляется к Прозерпине и, избежав коварств и козней здесь Апулей снова переворачивает сюжет со Стиксом из эпиграфа, действительно получает и выносит на свет шкатулку с загадочным содержимым. Но подобно Пандоре, поддается любопытству и открывает крышку, выпуская Сон (Гипнос). И — засыпает, естественно.
А в это время Амур заскучал, забыл, что ручка болит и отправился искать подружку, позвав предварительно Юпитера (Зевса) в посаженные отцы. Нашел её спящую, загнал Сон в шкатулку и представил Психею олимпийским богам, — а Венере не осталось ничего, кроме как согласиться на брак сына.
В результате Эрос и Психе родили сына Гидона («сладострастное наслаждение»), а в римском случае Амур и Психея — дочь с неудачным именем Волупия того же значения, так что переводчики стесняются и даже опускают его в переводах.
В галерее эта история отдельно проиллюстрирована живописцами, живо ею интересовавшимися.
Катастеризм
В нашей теме Эрос появляется в созвездии Рыбы.
Однажды Афродита и Эрос сидели в праздности на берегу реки. Обсуждали, видно, кого лишить разума и смысла, погрузив в безумство любви. Внезапно из кустов на них набросился рояль Тифон - жуткий чудовищный монстр! С целью пожрать обоих: хтоническийхтонический - имеющий отношение к стихийным силам земли, он пылал врожденной ненавистью к олимпийским богам.
Афродита и Эрос разом прыгнули в воду, и превратились на время в рыб, чтобы беспрепятственно скрыться. (Или, смешно, они уплыли на двух рыбах.) Именно они и в этот момент — созвездие Рыбы.
Стрелу Эроса уже в позднее, ренессансное время видели в созвездии Стрела.
Галерея
Эрос был спутником Афродиты, мифологически тесно с ней связан и самостоятельного значения почти не имеет - в иконографии это еще очевиднее: публике нужны красивые женские тела, а пухленький младенчик может быть только дополнительной деталью. Тем не менее, ряд картин, где Эрос имеет собственное или хотя бы равновесное значение (у Бугро и академиков за ним) можно обнаружить.
Расположение картин в порядке разворачивания сюжета.