αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Оанн шумерское божество, культурный герой

Звенят подковы сказочного кова.
Чей молот был? Какой ковач ковал?
Оаннес?

К. Бальмонт, «Основа»

Оанн (Оаннес, У-Ан) — по шумерским преданиям, миксаморфное существо, полурыба, получеловек, выходившее из моря и обучившее людей культурным навыкам.

Об Оанне сообщает Беросс, вавилонский историк и астролог раннего эллинизма (ок. 350/340 — 280/270 до н. э.; я здесь: Античные астрологи — его упоминаю). Беррос написал «Вавилонскую историю» от сотворения мира до персидского завоевания. «Вавилонская история» открывается рассказом об Оанне.

В первый год [от сотворения мира] появилось из … [Персидского залива], … ужасное существо по имени «Оан», … , тело у него все было рыбье, а из-под головы, из-под рыбьей головы, росла другая голова и подобным же образом человеческие ноги росли рядом с рыбьим хвостом. Голос же у него был человеческий. … Это существо … дни проводило среди людей, не принимая никакой пищи, и научило людей грамоте, и математике, и владению искусствами разного рода, научило жить в городах, основывать храмы, устанавливать законы, и геометрии научило, и показало, как собирать зерно и плоды, и вообще научило всему, что относится к культурной жизни. … С заходом солнца существо это вот, Оан, ныряло назад в море и ночи проводило в пучине. Потому что было оно амфибией.

Позже появились и другие существа, подобные этому … . Оан же написал рассказ о творении и государственном устройстве и передал его людям.

Беросс, «Вавилонаская история», F1

Беда в том, что верить этому свидетельству нужно с оглядкой. Во-первых, это единственное оригинальное упоминание Оанна, но и оно опосредованное. Беросс ссылается в этом фрагменте на Аполлодора, де, Аполлодор рассказывает, а какие-нито тексты Аполлодора не сохранились вовсе. Тексты же «Истории» Беросса сохранились только во фрагментах, и в переизложениях, причем тоже из рук в руки. А в оригинальных вавилонских источниках ничего об Оанне не пишут.

Тем не менее, девица Ленорман (французская гадалка и прорицательница конца XVIII — первой половины XIX века) сообщает, что «другие существа», подобные Оанну, назывались анекдотами Аннедотами, что они последовательно продолжали просветительскую деятельность, и что их было пять. Современные же исследователи отождествляют его с шумерским же Кулулу, спутником бога Энки, и добавляют, что Оанн аналогичен ханаанскому Дагону, который был тоже человеко-рыбой. (И не он один: связка ближневосточных божеств подобного вида довольно развесистстая — Ближневосточные ихтиантропные божества.)

А мистические толкователи ассоциировали Оанна созвездиями Водолей и (по Брокгаузу с Ефроном) Южная Рыба.