αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Античные астрологи технический список

Мифические и легендарные

Египетские доэллинистические астрологи. В Египте существовала деканная догороскопная астрология. Упоминаются Erimarabos (возможно, искаженное Гермес + Анубис), Phoredas Индиец (Φορηδὰς ὁ Ἰνδὸς, Bhtiridasa ?; отношение его к Индии эфимерное), Odapsos. Говорится, что они описали прохождение Зевса и Кроноса (Юпитера и Сатурна) по 12 знакам.

Гермес Трисмегист — маг и астрологи, личность мифическая, существование его не доказано, принадлежность текстов не доказана, время жизни варьируется в широчайших пределах. Подробности на странице Гермес Трисмегист.

Асклепий — гипотетический астролог неизвестного времени жизни (если он вообще существовал), взявший псевдоним Асклепия ; ему приписывают некоторые герметические тексты и 8-мичастную систему домификации гороскопа.

Беросс (Берос, Βηροσσός, ок. 350/340 — 280/270 до н. э.) — вавилонский историк и астролог. Как историк знаменит написанным им на греческом языке сочинением по истории древней Месопотамии — «Вавилонская история». А как астролог тем, что (по свидетельству Витрувия) основал на острове Кос астрологическую школу и таким образом познакомил греков с месопотамской астрологической традицией (ок. 275 г. до н.э.); он же приписывает Бероссу изобретение солнечных часов чашеобразной формы (скафос). Возможно также, что именно Беросс познакомил греческих астрономов с шестидесятеричной системой счисления. Беросса обильно цитировали, ссылались как на авторитет и отделить Беросса от сопутствуюших мух затруднительно.

Среди учеников Беросса наывают Архинопола и Критодемона (см. ниже).

Нехепсо и Петосирис (Нехепсон и Петосирид, первая пол. II в. до н.э.). Греческие астрологи, работавшие в первой половине II в. до н.э. в эллинистическом Египте; использовали в качестве псевдонимов имена фараона Нехепсона и верховного жреца Петосирида (и эллинистические биографы их таковыми и некритично считали). Некоторые исследователи считают Нехепсо-и-Петосириса одним лицом. Труды Нехепсо и Петосириса, как предполагается, легли в основу всей позднейшей астрологической литературы (хотя они и критиковались по некоторым пунктам, в частности, Птолемеем и Веттием Валентом). Слегка легендарны, потому что упоминаются в одном ряду с Гермесом Трисмегистом и Асклепием.

Многочисленные цитаты из их произведений, встречающиеся в астрологических сочинениях более позднего времени. Эти дошедшие до нас фрагменты свидетельствуют о том, что работы Нехепсо и Петосириса были важным, основополагающим шагом в развитии гороскопной астрологии. В основе трудов Нехепсо и Петосириса лежит месопотамская астрология предзнаменований, греческая астрономия и физика, египетские знания о звёздах и эллинистическая философия. Нехепсо и Петосирис были авторами сочинений по четырём направлениям:

  1. астрологические предзнаменования. В работах этой группы говорится о затмениях, восхождении различных неподвижных звёзд, кометах, о цветах небесных тел во время затмения, о ветрах, дующих из четырёх углов земли, о падающих звёздах, гало, молниях, дождях и о нахождении положений небесных тел в различных знаках Зодиака;
  2. составление и анализ гороскопа. Предполагается, что Нехепсо и Петосирис были первыми, кто установил понятие восходящего знака и использовал его. Текст Нехепсо и Петосириса на эту тему использовался Веттием Валентом и Фирмиком Матерном;
  3. астрологическая ботаника, преследующая медицинские цели, и литотерапия (порой Нехепсо и Петосириса называют даже родоначальниками медицинской астрологии );
  4. нумерология.

Нехепсо и Петосирису также приписывается составление мирового гороскопа.

Время жизни неизвестно

Abram. Ничего не известно. Цитируется Валентом при упоминании о парсах.

Орфей. Ничего не известно, кроме псевдонима Орфей. Ему приписывают работу о двенадцатилетнем цикле Юпитера, работу о планетных вхождениях и, возможно, о землетрясениях.

Эллинистические

Тарруций, Фирман Луций Таруций (Lucius Tarutius Firmanus, 116 до н.э. — 28 до н.э.) — римский астролог-аристократ, философ и математик, друг Цицерона (который, однако, критически относился к астрологическим концепциям Тарруция) и Варрона. Теоретик и практик ректификации гороскопов, придумал гороскопы городов. Сочинения Тарруция не сохранились. Плиний упоминает его трактат на греческом языке «О звёздах».

Феоген, Теаген (Theagenes) — астрологи I века до н.э. Известен предсказанием судьбы молодого Августа, Светоний свидетельствует: В бытность свою в Аполллонии он (Август) поднялся с Агриппой на башню к астрологу Феогену. Агриппа обратился к нему первый и получил предсказание будущего великого и почти невероятного; тогда Август из стыда и боязни, что его доля окажется ниже, решил скрыть свой час рождения и упорно не хотел его называть. Когда же после долгих упрашиваний он нехотя и нерешительно назвал его, Феоген вскочил и благоговейно бросился к его ногам.

Публий Нигидий Фигул (98 до н. э. — 45 году до н. э.; Navigius у Фирмикуса Матерна). Римский государственный деятель, политик, философ-пифагореец, друг Цицерона, один из теоретиков астрологии. Оставил два астрономических / -логических сочинения «Sphaera barbarica» и «Sphaera graecanica»: «Сфера варварская» и «Сфера греческая». Все (не только астрономические) фрагменты собраны A. Swoboda, «P. Nigidii Figuli Operum Reliquiae» (1889, новая ред., Амстердам 1964), но доступ к изданию ограничен.

Гемин Родоский (ок. 50 г. до н.э.), греческий астроном. Написал курс астрономии «Введение в небесные явления» (Εἰσαγωγὴ εἰς τὰ Φαινόμενα), самый древний из сохранившихся и ставший стандартом для последователей. Есть на сайте: Гемин, Клеомед, Теон.

Капито, Фонтей Капитон (C.Fonteius Capito, I в. до н.э.). Греко-египетский астролог. Судя по всему, был активным сторонником Антония (82 - 30 до н.э.), знаменитого политического деятеля и полководца, вместе с Нигидиусом и Варроном сопровождал его в поездке в Египет. В возрасте около 36 лет Капито стал римским священнослужителем, членом коллегии понтификов (возможно, после убийства Цезаря в 44 г. до н.э.). В середине 30-х гг. до н.э. вернулся в Египет, впоследствии сопровождал египетскую царицу Клеопатру в её поездке в Сирию. В 33 г. до н.э. Капито достиг вершины своей карьеры, получив должность consul suffectus. Сохранившиеся фрагменты сочинений Капито посвящены преимущественно предсказательным техникам, а также имеют дело с календарными расчётами. (По Cramer F.H. «Astrology in Roman Law and Politics»)

Серапион Александрийский (I в. до н.э. — I в. н.э.) — грекоязычный астролог, разрабатывал элективную астрологию. Ряд фрагментов из его сочинений приводится у ал-Бахи (Палхуса).

Тимей (I в. до н.э. — I в. н.э.), ничего не известно. Цитируется Валентом в связи с астрологической темой «родителей» (что имеется в виду?). Другая тема, в которой он замечен — тема беглых рабов. В общем, занятные темы интересовали римлян. Впрочем, ничего не изменилось.

Критодемон, Критодем (Κριτόδημος, Critodemus, Critodemos, ~0), греческий астролог, считался одним из древнейших, III до н.э. и полулегендарным. Однако, исследования текстов показывают, что он жил на рубеже веков и, вероятно, Египте. Следовал «халдейскому учению» — гороскопной предсказательной месопотамской астрологии. Фирмик называет его последним в линии герметизма. Тексты до нашего времени не сохранились, но послужили источником Плинию, Веттию Валенту и другим.

Трасилл (Фрасил, Θράσυλλος, Thrasyllus, ум. 36 н. э.) — философ-платоник (неопифагореец), астролог, теоретик музыки. Жил и работал при дворе императора Тиберия, на которого имел влияние. Труды не сохранились, но цитируются Валетной и Порфирием. Автор «Пинаки для Гиерокла» («пинака» — табличка для письма). Кажется, придерживался сидерического зодиака, иначе, что могут означать слова «he advocated there a zodiac with the vernal point at 8 degrees of Aries».

Дорофей Сидонский (Δωρόθεος; умер ок. 75 года) — греческий астролог и поэт. Дорофей известен как автор пятитомного труда по натальной астрологии, сохранившегося в арабских переводах VI—VIII веков, арабы его вообще цитировали. Труд Дорофея является одним из образцов эллинистической дидактической поэзии. Поэма оказала влияние на Фирмика Матерна, Максима и Ретория Египетского.

Тевкр Вавилонский (Вавилонянин, I в н.э.). Был ли он из Вавилона вавилонского или городка в Египте неясно. Написал «Сферу Варваров» (перевод её существует, но бессмыслен), оказал влияние на арабов.

Balbillus (конец I в. н.э.) — сын Трасилла и тоже придворный астролог, только императора Клавдия. Ничего интересного.

Марк Манилий (I век н.э.), подробности на странице.

Птолемей и Веттий Валент Антиохийский — классики эллинистической астрологии. До них были свободные художники-любители, после них — компиляторы, комментаторы и эпигоны.

Птолемей (87 — 165 н.э.), подробности на странице.

Веттий Валент Антиохийский (8 февраля 120 года — ок. 175 года) — эллинистический астролог-практик, младший современник Клавдия Птолемея, вместе с которым считается основателем классической астрологии. В 152 — 162 годах написал на греческом труд по астрологии «Антология» («Ἀνθολογίαι») в 9-ти книгах. В III в. трактат Веттия был переведён на пехлеви, а затем — с пехлеви на арабский персидским учёным аль-Фадлем. Существенная часть арабского варианта «Антологии» была в средние века переведена на латинский и включена в «Книги Гермеса». Латинский перевод «Антологии» пользовался популярностью у средневековых европейских астрологов. (из Вики)

Найден рабочий перевод на английский Mark Riley.

Подстрочник из «Catalogue of hellenistic astrologers…»

Веттиус Валенс (II век н. Э.). Очевидно, будучи более молодым современником Птолемея, он составил Антологию, обширную статью из девяти книг, посвященную большинству аспектов эллинистической астрологии. Валент больше, чем любой другой астролог, может представлять мейнстрим эллинистической традиции; он цитирует или цитирует большое количество астрологов, которые иначе были бы неизвестны. Очевидно практикующий астролог, он применяет свой критический интеллект в традициях и различных конкурирующих современных астрологических школах. По его собственным словам, он много путешествовал по Ближнему Востоку в поисках астрологической мудрости. В его работах очевидна ярко выраженная и очень религиозная личность. Антология также содержит огромную коллекцию реальных гороскопов и их схем, разработанных как примеры его различных техник. Антология в том виде, в котором мы ее имеем, возможно, была существенно отредактирована в 5 веке. Хотя некоторые из Валента были известны средневековым арабским астрологам через персидский перевод, похоже, что в более поздних традициях не осталось и следа многих обсуждаемых им техник, таких как многочисленные системы повелителей времени, рассматриваемые в Книге IV.

Манефон из Себеннита (II в. н.э.) — египетский эллинистический астролог, автор «Апотелесматики» Apotelesmata. Неизвестно, было ли это его настоящее имя или он взял имя египетского жреца, написавшего знаменитую историю Египта на греческом языке (поэтому его называют и Псевдо-Манафеоном). Год его рождения по приведенному им гороскопу — 80 г. Его сохранившиеся сочинения состоят из шести стихов, показывающих влияние Дорофея Сидонского. Говорят, у него скучная астрология.

Антиох Афинский (Ἀντίοχος ὁ Ἀθηναῖος, конец II века?). Древнегреческий астролог, живший предположительно около 200 г. н.э., хотя некоторые исследователи отождествляют его с Антиохом Аскалонским, обучавшим Цицерона в Афинах и жившим в первой половине I в. до н.э. Известны две его работы по астрологии: «Введение» (…в астрологию, Eisagogika) — астрологический учебник в двух книгах, в котором автор цитирует «Тимей», Гермеса Трисмегиста и Нехепсона с Петосиридом, а также книга «Сокровища» (Thesayroi), цитировавшаяся Порфирием и Реторием Египетским. Антиоху Афинскому также приписывается календарь восходов и заходов звёзд в течение года Peri asteron anatellonton kai dynonton en tois ib mesi toy eniauton. Его цитируют и используют Порфирий, Реторий, Гефест Фифский, Аноним 379 года, Фирмик Матерн, а также и арабы.

Антиох Афинский — единственный среди всех известных эллинистических астрологов, живший в Афинах.

Ему приписывается следующее наставление астрологу:

  1. Внимательно рассмотри светила — Солнце и Луну, их связь между собой и Гороскопом (асцендентом), а также проверь наличие копьеносцев.
  2. Проанализируй управителей триплицитета светила времени, Гороскопа и Середины Неба.
  3. Исследуй положение Луны, ее управителя, управителя терма Луны, триплицитета, а также проверь положение Луны на третий, седьмой и сороковой дни после рождения. Анализируй ее аппликации, сепарации и фазы, и ее ветра, и узлы, и скорость, прибывает или убывает она в свете, и ее двенадцатые части.
  4. Рассмотри пренатальные лунации, их управителей по обители, триплицитету и терму, а также планеты, которые эти лунации сопровождают.
  5. Узнай все о Парсах Фортуны, Духа, Базиса и Экзальтации — их расположение, фазу, позицию относительно углов. А также не забудь про Жребий разрушающей планеты.
  6. Исследуй положение Лунных Узлов.
  7. Изучи места, в которые попадают двенадцатые части Светил и Асцендент, и те планеты, которые созерцают их

Анубион (Anubio, II или III век), греческий астролог и поэт, писавший после Дорофея Сидонского, но до Фирмика Матерна (т.е. во II или III в. н.э., но по другим источникам I век). Фирмикус упоминает его вместе с Эскулапом и Меркурием, но, возможно, путает с Анубисом (бывает; вероятно, взял погонялово). Анубион составил астрологическую поэму в элегиях, некоторые из них приписываются Манефону, некоторые, вероятно, написаны самим Анубионом. Кроме того, Анубиону. приписывают также 2 кратких прозаических компендиума.

Панхарий (начало III в.), не путать со святым мучеником. Занимался медицинской астрологией (Epitome peri katakliseos), написал первый (?) комментарий к «Тетрабилосу», изобрел систему домов Алькабитуса (Алькабитус переизобрел).

Антигон Никейский (где-то между правлением Адриана и концом III века). Составил большую подборку типовых гороскопов со схемами космограммами.

Порфирий (ок. 275 г.). — финикиец, философ-неоплатоник, ученик Плотина. Ему приписывают комментарий к «Тетрабиблосу» Птолемея. Система домов Порфирия — это его. Но вообще-то он философ, критик христианства.

Фирмик Матерн (Julius Firmicus Maternus, ?-348 ?), см.

Павел Александрийский — астролог IV в. (ок.378 г.) Написал (в Александрии) фундаментальный астрологический учебник «Исагогика» («Введение»), в котором очень подробно описаны астрологические методы своего времени. Вторую редакцию посвятил своему сыну Кронамону в 378 г. или вскоре после этой даты. Среди источников — работы Птолемея, Аполлинария Лаодикейского. Книга Павла Александрийского стала основным учебником для нескольких поколений астрологов раннего Средневековья, была известна в самых разных регионах мира. Например, небольшая часть «Исагогики» («О двенадцати знаках Зодиака») была переведена на армянский язык Ананией Ширакаци в VII в. Особенно большое влияние Работа Павла Александрийского оказала на ученых Византии и на индийскую астрологию.

Аноним 379 г.. Родом из Египта, жил в Риме (использует долготу Рима), датировал работу консульством указанного года. Влияние Птолемея и Валента. «Трактат о ярких неподвижных звездах». Интереса, кажется, не представляет. Описывал каждую звезду парой планет (вот от кого эта традиция). Существует жалкий gogle-based перевод с английского G.Z.

Максимус (IV — V вв.). Возможно, был учителем императора Юлиана. Написал дидактическую поэму по катархической / электоральной астрологии (выбору), значительная часть которого сохранилась в стихах, часть позднем прозаическом парафразе.

Гефестион Фиванский (Ἡφαιστίων ὁ Θηβαῖος) — известный византийский астролог начала V в. Родился в Фивах в Египте 26 ноября 380 г. (по его натальной карте), писал в то время (после переноса столицы Империи из Рима в Константинополь) и в том месте (возможно, в Александрии ), когда и где астрологические идеи обобщались и консолидировались. Автор одного из самых важных трудов классической астрологии — «Апостелесматика, или Астрологические действия» в 3-х книгах (Apotelesmatics, ок 415). Намерение Гефестиона при написании работы, по-видимому, состояло в том, чтобы примирить авторитетную традицию Птолемея с более ранними практиками, представленными Дорофеем Сидонским. Гефестион не был оригинальным мыслителем, он копировал или излагал древние астрологические тексты Птолемея, Дорофея Сидонского, Петосириса, Гиппарха, Критодима, Фрасилла, Антигона Никейского и других авторов, большая часть которых сегодня известна лишь по цитатам из них в византийской астрологической литературе. Считается, однако, одним из основателей эллинистической традиции астрологии, поскольку первоисточников не сохранилось. Его работа оказала влияние на более поздних византийских астрологов, похоже, она не оказала большого влияния на последовавшую арабскую традицию.

Некоторые исследователи считают его христианином.

Прокл (конец V в.). Традиция приписывает Проклу сохранившийся комментарий к «Тетрабиблосу» и перефраз «Тетрабиблоса», хотя, возможно, он намного более поздний.

Юлиан Лаодикийский (ок. 500 г.). Написал работу по катархической астрологии, уделяя особое внимание военным вопросам. Его нет-нет да и сейчас упомянут, но думаю, эти поминания весьма приблизительны.

Олимпиодор Младший, Олимпиодор Александрийский (Ὀλυμπιόδωρος ὁ Νεώτερος; 495—570), философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония, сына Гермия; получил почетное прозвище «Великий Философ». Комментарии к диалогам Платона и Аристотелю. Считается, что Олимпиодор был автором комментариев к «Исагогике» астролога Павла Александрийского.

Риторий (Реторий) Египетский — астролог VI — начала VII в., живший, вероятно, в Александрии, до ее перехода под власть арабов в 642 г. Его биография неизвестна. Риторий был автором «Собрания» (Θησαυρος, полное название «Из страны Антиоха собрание истолкований и изложений всех астрологических искусств»). Это богатый компендиум извлечений из ранних греческих астрологов, в том числе Бальбила, Дорофея Сидонского, Птолемея, Веттия Валента, Антиоха Афинского, Павла Александрийского, Юлиана Лаодикейского и Евтокия. Трактаты Ритория сохранились лишь в 3 эпитомах (извлечениях), 90 глав.

Последний значительный эллинистический астролог.

Вики: Риторий Египетский.

Феофил Эдесский (695, Эдесса — 785) — переводчик Гомера с греческого на сирийский язык (перевод не сохранился), главный астролог аббасидского халифа аль-Махди. Известен как Сауфил ибн Сума (араб. < «Феофил сын Фомы»). Ему приписывают четыре астрологических сочинения: «Труды касательно начал войн», целиком посвященные военной астрологии и включают материалы, приписываемые Зороастру и Юлиану Лаодикейскому (адресованы его сыну Девкалиону), «Астрологические воздействия» (материал использовался теоретиками магии из Харрана в IX века и на который оказали влияние индийские источники), «О различных началах» и «Собрание космических начал». Некоторые специалисты (точнее, Pingree) считают Феофила одним из самых оригинальных средневековых греческих астрологов.

Лев Математик, или Лев Философ (ок. 790 г. — ок. 870 г.) — византийский математик и механик; архиепископ Фессалоник в 840—843 годах. Основатель Магнаврской высшей школы в Константинополе. Какое отношение имел к астрологии, мне не известно (но есть в Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum).

Демофил (X в.). Сохранились гороскопы этого астролога. Он также был автором ряда схолий к «Тетрабиблосу» Птолемея. Почему в интернетах копируется эпитет «известный», мне не понятно.

Неразобранное

Источники