Космо- и география греков
Период мифотоворчества в Древней Греции длился продолжительный период времени. Настолько продолжительный, что представления греков о строении вселенной существенно менялись. Если в ранних слоях мифов мы видим натурально медное небо, как колпаком накрывающее землю, по которому на колеснице разъезжают титаны, то в конце концов мы обнаруживаем в руках Хирона сконструированную им небесную сферу с нанесенными созвездиями, а значит, сталкиваемся уже со сложной математической абстракцией плюс с совершенно нетривиальным умением ее моделировать.
Я не буду рассматривать космографию греков в развитии, а сделаю некий снэп шот наиболее, пожалуй, интересного момента, хотя, конечно, не обойдусь и без ретроспекции.
Как и в большинстве известных протонатуроведческих представлениях, вселенная древних греков делится на три мира - верхний, средний и нижний. Верхний - небо, где, вообще говоря, обитают боги высшего ранга; средний - земля, где обитают люди (и мы с вами), звери, гады и духи низшего ранга (иногда и не боги вовсе); и, наконец, нижний мир - подземный, заселенный душами умерших людей и собственными специфическими богами, которых в других мифологиях могут и называться не богами, а например, демонами.
Все было б просто, если бы не постепенное усложнение и детализация каждого из миров, расслоение их на составляющие - часто числом тоже три.
Мне это напоминает умозрительную, но смешную схему когда-то модного американского психолога Эрика Берна
… с его делением человеческой психики на компоненты ребенка, родителя и взрослого; затем ему не хватает трех градаций, и он каждую разделяет на новые триплеты: получаются "ребенок во взрослом", "родитель в ребенке", "взрослый во взрослом" и остальные химеры.
Небо
Вот небо. Первоначально оно, как я уже говорил, было просто медным тазом, накрывающем землю. (Кстати, и гром из облаков так громко гремел, потому что медь - звонкая!) А боги заселяли Олимп, гору на севере Греции, в Фессалии. Конечно, три тысячи метров - это не та высота, на которой можно долго чувствовать себя в безопасности от нескромного людского взора. Очень скоро Олимп абстрагировался и стал некой частью неба, где обитали олимпийцы. При этом оставался вполне материальным и был застроен храмами и жилищами богов. Ведь, действительно, должны же быть и у них свои жилища!
Где-то там высоко под самым небом собирался чистый эфир, более легкий чем воздух, и олимпийцы существовали в эфирной атмосфере. А выше неба Олимпа, в холодном пространстве, обитали сонмы созвездий, тоже неких материальных сущностей, но совершенно отрешенных от дел земных. Я о них и пишу всю дорогу на этом сайте!
А вот солнце-Гелиос, луна-Селена, заря-Эосжили на земле и каждый в свое время выезжали на колесницах на небо, чтобы светить людям. Выезжали они через специальные небесные ворота, через которые только и можно попасть с земли на небо, открываемые хранительницами врат Орами (одна из них по совместительству богиня справедливости Дике). Мне совершенно не ясно как пролегал их путь. Кони влекли колесницу Гелиоса по, вероятно, твердому небу, но Возничий мог править и выше, под самые созвездия, и ниже, под облаками - от чего Гелиос остерегал своего сына Фаэтона. При этом - я еще раз подчеркиваю - колесница не летела, а именно ехала! Видно небо обладало не только слоистой структурой, но и материальность его была отлична от теперешней.
Правителем неба был Зевс.
Подземное царство
Аид или царство Гадеса. Там текли местные печальные медлительные реки (девятикратно окружающий Аид Стикс - по спирали, что ли? - и впадающий в Коцит, переходящий, в свою очередь, в Лету), жили свои неприятные и страшные боги, о которых я не буду специально говорить, и правили своими подчиненными - душами умерших. Во времена классической мифологии у всех умерших была одна унылая участь - выпив воды из реки забвения Леты, потерять память и разум и бесцельно и вечно бродить по сумрачному царству, оживляясь только, почуяв запах жертвенной крови. Странное удовольствие править такими подданными. Редкие исключения - Тантал и Сизиф, Данаиды и Иксион (впрочем, Иксион оказался в Тартаре) со своими индивидуальными наказаниями за нехорошее поведение - кажутся занесенными из более поздних мифов. И уж, конечно, подробное деление подземного царства на области разных мучительств и Острова блаженных - это совсем поздние римские представления!
Но все сложнее. Глубоко под Аидом находится мрачный Тартар. Внимание: отождествление Тартара и Аида произошло у римлян; на самом деле это совершенно разные области нижнего мира! Это уже общее место, что Тартар настолько же глубже поверхности земли, насколько небо - выше ее:
Если бы, медную взяв наковальню, метнуть ее с неба,
В девять дней и ночей до земли бы она долетела;
Если бы, медную взяв наковальню, с земли ее бросить,
В девять же дней и ночей долетела б до Тартара тяжесть.
Я все же думаю, Гесиод погорячился: из его стиха получается, что древнегреческое небо отстоит от поверхности земли на расстояние, сравнимое с современным расстоянием до Луны. Это совершенно не согласуется ни с размерами Ойкумены [?], ни с транспортными возможностями богов того времени. Я бы заменил "дни и ночи" на часы.
Но суть не в этом - важно, что подземное царство имело подвал-Тартар, куда были, кстати, низвергнуты титаны, Иксион и Тифон. Вроде бы там было жилище братьев Танатоса и Гипноса, а также Ночи и Дня, никогда не встречающихся под одной кровлей, и возможно, самого Гадеса с Персефоной. Впрочем, авторы сами путаются кого где поселить.
Но и здесь не заканчивается подземный мир. Еще глубже - "погреб" - бездна великая, "которой трепещут и самые боги", гулкая пустота, в которой лишь мечутся ярые вихри. Там, в этой бездне кроются "концы и начала" и Тартара, и Аида, и морей и самого неба, "страшные, мрачные"… Что это за "концы и начала" - никто не пишет и, по всей видимости, не знает… Темная неведомая архаика.
Вернемся на землю. Сама земля в мифологии тоже имеет троичное деление. Помимо собственно поверхности есть верхняя часть - воздух, обиталище птиц, и море, Понт, имеющее особый смысл нижней части среднего мира, промежуточный между миром средним и нижним.
Море
Море отдано под власть Посейдона. Символично, что Посейдон - колебатель земли, устроитель землетрясений: получается, земля опирается на море. Также и великая река Океан (он же и титан) лежит на границе среднего мира и нижнего мира мертвых. Таким образом, водная стихия вообще - элемент нижнего мира в среднем, что проявляется и в более поздней средневековой традиции.
Земля
География мира в мифах очень приблизительна. Честно говоря, мифографы ее совершенно не знают. Что Аргонавты, что Одиссей в ключевых греческих мифах о путешествиях странствуют по совершенно несообразным маршрутам. Не буду вдаваться в разбор плаваний, а тем более в критику, скажу общие слова.
Населенный мир греков, как всем известно, назывался Ойкуменой, включавшей в себя Средиземное море и прилегающие земли. Ойкумена была окружена великой рекой Океан, ограничивающей ее со всех сторон и непрерывно текущей по кругу. Интересно следующее, прямо не упоминаемое, но реконструируемое из контекста мифов - у реки Океан был другой берег, где жили существа необыкновенные. На северном берегу жили гипербореи[?], на западе и на востоке - два племени эфиопов (или, возможно, на юге), вероятно, на юге - феаки, можно было натолкнуться на людей с песьими головами, на моноподов[?] и других своеобразных созданий. Впрочем, на картах существенно более позднего времени другого берега у Океана нет, так что эта моя догадка остается не подтвержденной.
Про границу мира - а ведь должна же она быть! - про край диска или обрывающийся в пропасть или упирающийся в край неба - не упоминает ни кто в мифологии и вопрос этот ни как не обсуждается. Я склоняюсь к версии про край неба. Действительно, я говорил, что Гелиос, Эос, похоже, жили на крайнем востоке, на земле, и въезжали на небо с земли. Так что, видимо, карабкались на небо, как на стену. Впрочем, читайте до конца.
И еще одна интересная деталь древнегреческой космографии мифов, реконструируемая из источников, но современными исследователями малоозвученная - специфическая анизотропия [?] сторон света. Современному человеку представляется естественным выделение направления на север, где проходит земная ось. Это кажется настолько очевидным, что, например, Вейник даже выстраивает на этом свою, физическую, мифологию!
Ранние же модели вселенной провоцировали выбрать иное выделенное направление - а именно, ось восток-запад. Понятно, откуда растет эта анизотропия: восход светил на востоке и транзит их через все небо до точки запада (учтем еще малый наклон эклиптики в средиземноморском регионе) заставлял воспринимать ее как ось мира. Еще на средневековых картах времен крестовых походов и позже, так называемых Т-картах, восток находится наверху листа!
В сознании древних греков восприятие востока как верха (а, следовательно, ассоциация со светом), а запада - как низа (и ассоциация с тьмой) была очевидна и очень сильна. В мифах мы сплошь и рядом сталкиваемся со смешением этих пространственных направлений. Путешественник, плывя на крайний запад, мог достигнуть Аида, и это происходило неоднократно. Титаномахия[?] оканчивается ссылкой титанов на крайний западный из Британских остров, но в чуть более поздних мифах титаны оказываются ввергнутыми в Тартар. Кронос после свержения продолжал править людьми на Сицилии, крайнем западе архаической Греции (это потом Океан стал течь за Геркулесовыми столпами), но также и низвергнут с титанами.
Точно такая же история с Тифоном: погребенный на Сицилии под горой Этной и обеспечивая ее вулканизм, позже Тифон обнаруживается также в Тартаре!
А неоднократно упомянутый Гелиос и Эос - светоносные титан и титанида? Живя на крайнем востоке - они живут уже практически на небе и легко и свободно въезжают на него на колеснице…
Таким образом, диск земли расположен не только горизонтально, но, одновременно, и вертикально! Или же - другая интерпретация - земная поверхность имеет ту же трехчленную структуру: Ойкумена - срединный мир, крайний запад - нижний, крайний восток - верхний.
Кроме западных пределов у реки Океан, путь в Аид можно было отыскать и в глубоких провалах в других частях земли. Например, Геракл в своем последнем подвиге спускался за цербером через одну из пещер Пелопоннса в горах Тенара, а болота Лерны также скрывали в глубине своих трясин спуск в царство теней.