αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Оракулы прорицалища Древней Греции

«Оракул» древнем мире было широкое понятие: это и место, где происходило пророчество, и, возможно, пророчествующий артефакт, и жрец, дававший предсказание, и, собственно, само пророчество.

Оракулы пришли в Древнюю Грецию, вероятно, с Востока, были они в Египте и Риме, но в именно Греции получили самое широкое распространение. Некоторые греческие оракулы были всемирно известны и принимали вопрошателей со всей Ойкумены, другие были известны в пределах Эллады или отдельных греческих царств, а большинство были просто местными прорицалищами нескольких соседних деревушек.

Прорицания могли даваться самыми разным образом: во сне (ониромантия), в жертвах (иеромантия), в поведении животных (териомантия), несвязанными выкриками жрицы оракула, погружавшейся в священный транс (в этом случае были нужны жрецы-толкователи, профеты, προφήτης, умело переводившими этот бред в гекзаметр), и многими другими способами.

Тест Крёза

Известна история про тестирование греческих оракулов лидийским царём Крёзом, рассказанная Геродотом. Крёз планировал начать войну с Персией, но хотел получить пророческое подтверждение своим действиям. Однако, как человек прагматичный, царь решил сначала удостовериться в достоверности предсказаний, для чего отправил послов к известным оракулам в Греции, дабы те не спросили, что делает лидийский царь в этот (оговорённый заранее) момент. Правдивыми оказались только ответы из Дельф и Амфиарая.

Под катом цитата из Геродота, которая не оставляет сомнений в достоверности этой истории

Крез тотчас стал испытывать оракулы в Элладе и Ливии, рассылая послов по разным местам. Одних он отправил в Дельфы, других в Абы, что в Фокиде, третьих в Додону; иные были посланы также к Амфиараю и к Трефонию и, наконец, в Бранхиды в Милетской области. … он отправил послов также к оракулу Аммона в Ливии. Царь хотел сначала испытать проницательность оракулов.
. . . . . .
…царь послал лидийцев для испытания оракулов с таким приказанием: … вопросить оракулы: «Что теперь делает царь лидийцев Крез, сын Алиатта?». Ответы каждого оракула на этот вопрос послы должны записать и доставить ему. … Пифия изрекла им такой ответ стихами в шестистопном размере:

Числю морские песчинки и ведаю моря просторы,
Внятны глухого язык и слышны мне речи немого.
В грудь мою запах проник облаченной в доспех черепахи,
В медном варимой котле меж кусками бараньего мяса.
Медь распростерта под ней и медною ризой покрыта.

… Ни одно прорицание, однако, не удовлетворило царя, и только, услышав ответ дельфийского оракула, Крез отнесся к нему с благоговейным доверием. … [так как в назначенный день — tau / am] … разрубил черепаху и ягненка и сам сварил их вместе в медном котле, а котел накрыл медной крышкой.

Геродот: «История», I, 46 — 48

После выбора Дельфийского оракула, Крёз обратился к нему с «настоящим» вопросом о войне, на что получил ответ Если ты перейдешь реку Галис, то погубишь великое царство; Крёз немедленно перешёл пограничную реку, потерпел сокрушительное поражение и погубил великое царство: своё, а не персидское.

А поделом: не искушай бога!

Список оракулов

Оракулы Зевса

По преданию, из Фив вылетели две черные голубки: одна полетела в ливийские пустыни, другая — в Додону: обе сели на дубы, объявив их оракулами Зевса. Да, человеческими голосами объявили: одна по-гречески, другая, вероятно, на берберском.

Так были основаны оракул Зевса-Амона и додонский оракул.

Оракул Зевса-Аммона

Тест Креза не прошел!

Возведён в «ливийской степи», по преданию, в 1800 г. до н.э. до ли жрецом Амона, то ли Дионисом, то ли Данаем. Вероятно, сначала это был оракул египетского Амона, а после эллинизации — синкретического Зевса-Аммона. Кумир бога, якобы, был вылит из меди и унизан драгоценными каменьями. По свидетельству Калисосна (Гуглу не известен этот персонаж), вопрошавшим он отвечал он не словами, а знаками. Во времена Страбона (I в. до н.э.) оракул начинал терять силу, а через сто лет при Плутархе (I в. н.э.) уже никто не полагался на его прорицания.

Додона

Тест Креза не прошел!

Додона — древнейший Греции оракул, находившийся при храме Зевса, упоминается ещё Гомером в «Илиаде». В классическую эпоху Додонский оракул уступил первостепенное значение Дельфийскому, но продолжал сохранять своё значение, будучи вторым после него. Он утратил своё значение в III веке до н. э., но просуществовал до IV века н. э.

Прорицания оракула совершались тремя жрицами-селлами (местное племя) по шелесту листьев священного дуба, по журчанию источника, по звону «додонского таза» (каких-то священных сосудов из меди, подвешенных в ветвям дерева) и по жребию. Упоминаются другие варианты предсказаний.

Оракул Зевса в Олимпии

До нашего времени сохранился храм. Жрецы отвечали на вопросы, предварительно изучив сожженные внутренности жертвенного животного.

Оракулы Аполлона

Лидером по числу оракулов был Аполлон.

Дельфийский оракул

Тест Креза прошел! Ура!

Самый знаменитый оракул Греции. Основан самим Аполлоном на месте его победы над драконом Пифоном, хотя, возможно, ранее это был оракул Геи (и охранялся Пифоном). Появление относят к микенскому периоду (XVI — XI век до н. э.), расцвет — на архаику и классицизм (VII—V века до н. э.), забвение — IV в. н.э. Пророчества произносились накурившейся жрицей-пифией, надышавшейся испарений, и обычно считается, что произносимые ею слова были темны, двусмысленны и бессвязны, и требовалось понять их скрытое значение.

Святилище Аполлона на Делосе

Святилище Аполлона на острове Делос в честь рождения его там. Постройку первого храма Страбон приписывает к царю Элизарию, сыну Кекропса и середине XVI в. до н.э. Алтарь воздвигнут самим Аполлоном, когда ему было четыре года; сделан он из рогов коз, убитых сестрой-двойняшкой бога Артемидой на горе Кинт (Кинф).

Говорили, что делосский оракул даёт самые ясные ответы, но это было только тогда, когда на острове находился сам Аполлон: Делос был летней резиденцией бога (зимняя — ликийская Патара: зимой оракул лепил горбатого).

Святилище Аполлона в Патаре

В ликийскай Патаре находилось святилище Аполлона с оракулом.

Там, в долине реки Ксантос Лето родила Аполлона и Артемиду, хотя тогда, собственно, никакой долины и не было: река образовалась в результате родовых мук богини, вероятно, от отошедших вод. Впрочем, мы помним, что роды были не здесь, а на Делосе. Но тогда не понятно, откуда река и долина.

Патара, а точнее, именно долина реки Ксантос, была зимней резиденцией Аполлона (летняя — Делос); в течение шести летних месяцев оракул не функционировал (по Сервию).

Святилище не сохранилось.

Оракул Бранхидов в Дидиме

Тест Креза не прошел!

Дидим — город в Ионии был известен своим огромным храмом бога Аполлона Дидимейского, одним из крупнейших в регионе. Здесь одно из возможных мест рождения Аполлона (хотя всем известно, что Лето родила своих божественных детей на Делосе) и оракул Аполлона. Аполлон явился перед местным пастухом по имени Бранх, и наделил его даром предсказания. Было это в X в до н.э. Тот стал родоначальником жреческого род Бранхидов, возглавлявших храмовое хозяйство вплоть до начала греко-персидских войн. К VII веку до н. э. оракул приобретает международную известность. Очередной период процветания храм в Дидиме пережил в античности, I—II веках н. э. В IV веке предсказательская деятельность оракула угасает.

Как именно совершались предсказания, увы, не известно. Жрецы передавали их вопрошающему уже в гекзаметрической форме.

Храм Аполлона в Абах

Тест Креза не прошел!

Абы — город в Фокидах. Храм Аполлона Абайского в городе был известен своим оракулом, расцвет которого приходится на VI — V вв. до н.э. Известны обращения к нему Крёза в в 547 до н.э. > (ответ на контрольный вопрос не удовлетворил царя), персидский полководец Мардоний незадолго до Платейской битвы (479 до н.э.), фиванцы накануне битвы при Левктрах в 371 до н.э.. В 480 до н.э. персидский царь Ксеркс предал святилище разграблению, но оно было быстро восстановлено.

По свидетельству Павсания храм остался не восстановленным после греко-персидских войн как вечный памятник взаимной вражды «Описание Эллады» X. 35.2, но в первой половине II в. н.э. император Адриан построил рядом с развалинами новый. Пророчествовал ли в нём оракул? — вроде бы, да, поскольку пришел в упадок только с распространением христианства.

Кларосский оракул

Оракул Аполлона в Лидии близ Колофона; рядом находился храм Аполлона Кларосского. Сам оракул представлял из себя пещеру, где протекал подземный ручей с водой, дававшей дар прорицания, но сокращавшей жизнь. Впрочем, в более цивилизованные времена этот риск брал на себя жрец, получая соответствующее риску вознаграждение.

Кастальский источник

Священный источник бога Аполлона и муз в парнасских горах в двух шагах от Дельфиского оракула; служил источником не только воды, но и вдохновения поэтов, а заодно давал пророческую силу омывшимся в нём пифиям, а равно служил и тем, кто хотел получить пророчество.

Оракул в Кирре

Кирра — удобная гавань недалеко от Дельф, принимавшая поломников к оракулу Аполлона, весьма на них наживавшаяся честно, нечестно, и даже разбойно. В результате в VI в. до н.э. даже случилась Священная война, целью который было умерить аппетиты горожан Кирры, в результате которой город был разрушен. Впрочем, потом он как-то оклемался и существует по-сейчас, потеряв одну букву — Кира.

Вероятно, Кирра пыталась воспользоваться близостью Дельф, не только фискальным, но и альтернативным образом, подворовывая аполлонову славу. Так например, Лактанций Плацид сообщал, что в Кирре есть зияющая трещина в земле, из которой давались дельфийские отве­ты. Читерство такое.

В общем, кирревчане были какие-то несимпатичные.

Оракул Аполлона Исменийского

Оракул Аполлона Исменийского в Фивах. Прочества давались жрецами по внутренностям жертвенных животных.

Оракулы в Ликии

Источник Аполлона в Кианее в Ликии , где, по Павсанию VII 21, 13 (ссылка по Лосеву), гадали по воде священного источника, причем «там вода дает возможность всякому, кто посмотрит в источник, видеть все то, что он пожелает».

В Ликии в городах Мира (Миры Ликийские) и Лимире были источники, посвященные Аполлону, где предсказания давались по поведению рыб.

Другие

Храмом Аполлона с оракулом в беотийском Тегире (там родился Аполлон, но это неправда).

Оракул Аполлона Птойского на горе Птоон близ Акрефии, который в 479 г. ответил посланнику Мардония, кариецу по происхождению, на его родном языке никому неведомой лувийской языковой группы.

Храм Аполлона Ликейского в Афинах.

Святилище Аполлона Дейрадиота (Горнохребетного) в Аргосе; здесь жрица давала пророчества, напившись крови барана.

Оракул Аполлона в Коропе (Κορόπη) в Фессалии.

Оракул Аполлона Фимбрейского располагался у ворот Трои, а жрецом там был сам Лаокоон.

Оракул Аполлона в Тельмесе; толкование снов.

Храм Аполлона и Артемиды в Дафне, древнем предместье Антиохии Оронтской, в лавровой роще, посвященной Аполлону Мусагету, где находилось множество источников.

Оракул Аполлона Гринейского в Гренее в Эолии, городке между Мириной и Элеей (тоже городками).

Оракулы других богов

Хтонические боги обычно имели предсказательные способности.

Оракулы Геи

В энциклопедическом справочнике «Древняя Греция» Лесли и Роя Адкинсов ("Handbook To Life In Ancient Greece" Lesley Adkins, Roy A. Adkins ) упоминаются два оракула Геи в Олимпии и в Агах (Agae) близ Коринфа. Другой информации о них (и даже местечка Аги) я не смог найти.

Еще один оракул Геи находился в Эгире (Ахайя), в «месте черных тополей». Там её жрица пьет бычью кровь, которая, как известно, смертельный яд для всех смертных, кроме жриц Геи, приходит в транс и пророчествует.

Оракул Деметры

Про оракул Деметры в ахейских Патрах известно, что предсказания его имели медицинские свойства и давались больным по зеркалу, опускаемому в колодец (Грейвс). Вероятно, исследовалось, запотело зеркало или нет.

Оракулы Диониса

Во Фракии был оракул Диониса, возможно не один (фракийцы как-то к нему благоволили). Во-первых, говорят о оракуле в Гемах, горах ныне называемых Стара-Планина. В храме, посвященном Дионису, хранились некие скрижали Орфея: они-то и были источником прорицаний, но как именно, не объясняется.

Во-вторых, был оракул Диониса в Крестонии. Судя по переводу косноязычного роботу-переводчику с неизвестного источника, во время дионисовых празднеств в храме бога вспыхивал огонь, если Дионис собирался сделать год плодородным, или оставалась темнота в противном случае.

В Фокиде в городе Амфиклея был «заповедный» храм Диониса без входа и ни для кого недоступный; кумира никто никогда не видел, но он там был и пророчествовал. Пророчества же давались во сне и касались назначения лекарств. Подозреваю, что дионисово лекарство одно — вино.

Кстати, в тексте приписываемом Аристотелю, говорится, что жрецы Диониса пророчествуют после того, как выпьют святое вино, но к какому оракулу относится эта информация неизвестно.

Оракул Гермеса

Оракул Гермеса находился в Фарах (Ахайя); это скульптура Гермеса на агоре. Вопрошающий должен был положить монету в урну, воскурить благовония, сформулировать вопрос и, заткнув уши, идти прочь. На краю площади он открывал уши: первая случайная фраза, которая до него доносилась, и была ответом Гермеса.

Античная скульптура Гермеса на агоре сохранилась до XIX века.

Оракулы Пана

Находились в рощах, по большей части — Аркадии; предсказания давались во сне. Упоминается оракул в Менальских горах.

Oracle

Объектно-реляционная система управления базами данных. Существует и даёт пророчества по сегодняшний (1 июня 2022 года) день.

Оракулы героев и пророков

Оракул Трофония

Тест Креза не прошел!

Трофоний — культурный герой, зодчий. Также Трофоний или Трефоний — местное беотийское хтоническое божество, и возможно зодчий был обожествлен, правда, я не знаю за какие заслуги его так. Наконец, возможно, ипостась Зевса, Зевс-Подземный, звалась в Беотии Зевс-Трофоний (или Трефоний). В общем, два имени применялось к трём персонажам, но сколько было персон, не понятно: от одного до трёх.

В Левадии (Беотия) — оракул Трофония, пещерное прорицалище; прорицания давались вопрошающему во сне в пещере после сложного подготовительного обряда. Говорят, посещение пещеры производило такое гнетущее впечатление, что угрюмого или угнетенного человека спрашивали: «от Трофония идешь?»

Рабле располагает оракул Трофония «на острове Левкадии»: ошибается или он, или переводчик, путая континентальную Левадию с островом Лефкас.

Асклепион в Эпидавре

Асклепион — святилище Асклепия, бога врачевания. Эпидавр был центром области Эпидаврия на Пелопоннесе, и это одно из предположительных мест рождения Асклепия. В VI в. до н.э. построено святилище бога, просуществовавшее до IV в. н.э. Сначала оно привлекало больных, надеющихся на излечение, но скоро выяснилось, что спящие в храме болезные паломники получают во сне пророчества об их излечении. Оракул стал крайне популярен.

Популярная антиклирикальная сплетня говорит, что жрецы асклепиона сливали информацию о здоровье болящих политиков, приходивших к оракулу, жрецам дельфийского оракула, которые использовали ее в своих пророчествах. Я считаю эту сплетню лживой и оскорбляющей достоинство касты жрецов.

Храм Амфиорая

Тест Креза прошел! Ура!

Амфиорай — царь Аргоса и прорицатель; предсказал неудачу в походе Семерых против Фив. В решающем бою этого похода был по воле Зевса поглощён разверзшейся землёй, а потом и обожествлен. В месте его выхода из подземного царства и был построен храм, ставший оракулом сновидений. Спать нужно было на свежеснятой шкуре жертвенного барана.

Оракул Орфея

После трагической смерти Орфея расчленённое тело поэта было брошено убийцами-менадами в реку. Голова и лира достигли острова Лесбос, причём голова певца-пророка продолжала пророчествовать — и её поместили в пещерное святилище Диониса близ лесбийского города Антиссы.

Голова пророчествовала и день и ночь до тех пор, пока Аполлон, обнаружив, что никто не приходит к его оракулам, сам явился в пещеру и, встав над головой, закричал: «Я тебя и твои песни терпел и не вмешивался, так перестань же вмешиваться в мои дела!» После этого голова замолчала. Грейвс, ссылаясь на: Лукиан. Против неучей II; Филострат. Героические деяния V.704; Жизнь Аполлония Тианского IV. 14.

Оракул Мопса и Амфилоха

Амфилох и Мопс — два прорицателя, основали город Малл в Киликии. Повздорили из-за претензий на власть и кончили поединком, в котором оба погибли. Их погребальные костры сложили таким образом, чтобы противники не касались друг друга во время сожжения, однако их погребальный дым слился, так что был основан общий оракул, пользовавшийся большим уважением за правдивость предсказаний.

Оракул Тиресия

Тиресий — слепой прорицатель, тесно связанный со сказанием об Эдипе. Умер у источника Тильфоссы близ города Галиарта, где был основан его оракул (Беотия). Оракул прекратил функционировать после эпидемии в Орхомене. Фиванцы еще в позднейшие времена показывали место, с которого Тиресий наблюдал за полетом вещих птиц, что несомненное чудо, ибо прорицатель ослеп в возрасте семи лет.

Оракул Пасифаи

Хотя Пасифаи жила на Крите, оракул ее в лаконийских Таламах (ныне Каламата) в Спарте. Прорицания вопрошающий получает во сне.

Оракул Геракла в Буре

Оракул Геракла в ахейской Буре; ответ вопрошателю давался по бросанию четырех игральных костей.

Египетские оракулы

Серапеон в Конобе

Храм Серписа в египетском Конобе (ныне Александрия), построенный Птолемеем III (середина III в. до н.э.). Коноб был известен не только оракулом Сераписа, но и «религиозным врачеванием», как сообщает словарь словарь Брокгауза и Ефрона; так что, вероятно, и оракул давал медицинские рецепты.

Разрушен в 391 году, вероятно, христианскими фанатиками.

Оракул Аписа

териомантия, тавромантия ?

Египетский оракул: оракул Аписа, души Птаха в Мемфисе, в Большом храме Птаха, где обитал Апис и его священная корова. По поведению коровы жрецами давались предсказания.

Римские оракулы

Храм Сивиллы

Рабле упоминает оракул фавна в Альбунее близ Тиволи. В Тиволи (Италия, близ Рима) существовал храм, ныне называемый храм Сивиллы или храм Весты. Не известно, кому он был изначально посвящен: Геркулесу, сивилле по имени Альбунея, топониму Тибурну (Тибуру) или Весте.

Фавна в этом списке нет, но его оракул упоминает Вергилий в «Энеиде»:

Царь в тревоге спешит обратиться к оракулу Фавна,
вещего старца-отца вопросить в лесу Альбунейском —
самом большом из лесов, где звенит источник священный,
воздух смрадом своих испарений густых заражая…

Вергилий, «Энеида», VII, 81—84

Вероятно, имеется в виду все-таки именно храм Сивиллы.

Святилище Фортуны

Святилище Фортуны в Пренесте, Италия; ничего неизвестно, понятно, что позднее.

Оракул Фавна

У италийцев было два оракула Фавна: один мы выше отождествили с храмом Сивиллы, а второй в Авентине прямо в Риме.

Карта

Источники

Курочка по зёрнышку клюёт, и я собрал список оракулов из самых разных источников, которые теперь уже не вспомнить. Однако, началось всё с раблезианского «Гаргантюа и Пантагрюэля», в котором Панург спорит с гадателем гером Триппой, ссылающимся на оракулы

…Юпитера-Аммона, Аполлона в Ливадии (в Ливадии есть оракул Трофония, не Аполлона — tau / am), Дельфах, Делосе, Кярре (Кирра, а не Кярр; это ошибка переводчика-- tau / am), Патаре, Тегире, Пренесте (известно про оракул Фортуны Пренесте, но не Аполлона — tau / am), Ликии, Колофоне, у Кастальского ключа, близ Антиохии в Сирии, у Бранхидов, Вакха в Додоне (додонский оракул Зевса как-то связан с Дионисом через «додонскаих нимф», его воспитовавших — tau / am), Меркурия в Фарах близ Патр, Аписа в Египте, Сераписа в Канобе, фавна в Менальских горах и в Альбунее близ Тиволи, Тиресия в Орхомене, Мопса в Киликии, Орфея на острове Лесбос и Трофония на острове Левкадии… (в Либадии, не Левкадии — tau / am) Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль», III, XXIV

"Handbook to Life in Ancient Greece" Lesley Adkins, Roy A. Adkins.

Оракулы Аполлона располагались также на Делосе, в Коропе (Фессалия), Абах, Тегире, Фивах и на горе Птоон в Беотии, в Кларе, Гринее, Патаре и Бранхидах (Дидима) в Малой Азии. Оракул Зевса располагался в Додоне в северо-западной Греции, а оракул Зевса Амона — в оазисе Сива в Северной Африке. Оракулы Геи находились в Олимпии и в Агах близ Коринфа, оракулы Диониса — во Фракии и в Амфиклее (Фокида), а оракул Гермеса — в Фарах (Ахайя). Своими оракулами располагал и ряд других богов, а также героев, наиболее известным из которых был Трофоний из Лебадеи.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 388-389.

Нижеследующий пассаж Лосева я уже не разбирал детально.

…можно было бы привести еще много разных мест, где он [Аполлон] почитался под именем Пифийского, что также указывало на связь с Дельфийским оракулом, хотя, быть может, здесь и не было оракулов в собственном смысле слова. Такой Аполлон Пифийский почитался в Афинах, Фивах, Аргосе, Трезенах, Коринфе, Сикионе, Мегаре, Потидее, Тегее, а также на островах Делосе, Самосе, Родосе (Линд), Паросе, Фасосе, Коркире и Крите. Из более мелких и менее известных оракулов Аполлона упомянем: в материковой Греции — в беотийских Эвтрезисе и Гисиях, в фессалийской Коропе, в Оробии на Эвбее; в Малой Азии — в троадских Адрастее, Гергисе и Зелее и недалеко от Магнезии на Меандре в Гиеракоме. Алексей Лосев, «Мифология греков и римлян», II, «Аполлон»