αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Змееносец: Мифология

Асклепий и его круг

Асклепий (известный по латинской транскрипции как Эскулап) — непревзойденный врачеватель, прошедший обучение у мудрого Хирона, сын Аполлона и нимфы Корониды. Используя яд змей он мог даже оживлять умерших — по крайней мере, в его врачебной практике был ряд прецедентов, в том числе, и фатальный для врача: когда Асклепий возвратил к жизни (или только намеревался это сделать) Ориона, умершего от укуса Скорпиона, Зевс, разгневанный нарушением установленного порядка (а может быть, по просьбе Гадеса, встревоженного потерей потенциальных подданных), убил врача точно брошенной молнией. (Детали описаны в Ориониаде.) Возможно, воскрешал он кого-то другого, или убит не Зевсом, а Аполлоном, — посмотрите на странице Асклепия, — но суть не меняется.

На небе Змееносец-Асклепий держит в руках разорванную на две части Змею.

Иногда говорят, что это дочь его Гигиея, что лично мне сомнительно!

Драконоборцы, драконожертвы, драконовиды

Гигин довольно непоследовательно приводит в прототипы созвездия Триопа — фессалийского царя, дерзнувшего оскорбить Деметру и погибшего от дракона, посланного ею. "Непоследовательно" — поскольку обычно этот миф говорит о царе-голодаре Эрисихтоне, сыне Триопа.

Еще кандидат от драконов - Форбант, уничтоживший змей и дракона с острова Родос. Его имя носит звезда 72 Змееносца.

Царь готов Карнабон, по недоразумению или из злого умысла погубивший змея-дракона, принадлежавшего Триптолему.

Вспомним также троянского прорицателя Лаокоона, задушенного вместе с его детьми двумя огромными змеями-драконами, посланными Афиной (или Аполлоном), когда он пытался воспрепятствовать своим согражданам ввести в город деревянного коня греков в эпизоде Троянской войны. Есть версия, что Змееносец - это Лаокоон.

Псиллий, Кадм, Ясон, Аристей, Главк, Эсак — эти персонажи тоже связаны с змеиными историями, и в созвездии видели их персонификацию.

Псиллий (Псилл) — царь ливийского народа псиллов в Африке, народа, известного своей устойчивостью к яду змей и целительством змеиных укусов.
Кадм — герой, основатель Фив, убивший аресова «дракона источника».
Ясон — герой, вождь аргонавтов в походе за золотым руном, убивший дракона Колха.
Аристей, по чьей вине погибла жена Орфей Эвридика, укушенная змеёй.
Эсак, с которым случилась аналогичная Аристею история, только жертвой вожделения и кусачей змеи оказалась нимфа Гесперия.
Главк? — скорее всего не морской бог Главк, а сын критянского царя Миноса, оживленный Асклепием с помощью змеиного яда; очень сомнительная причина поместить в созвездие.
Триптолем — культурный герой круга Деметры, разъезжавший на драконах.

С другой стороны некоторые источники считают Змееносца «Змеебыком» — именно так, с большой буквы. Это демон-Змеебык, который на самом-то деле, нимфа Тартара Кампа, действительно, имевшая вид очень странный. Вероятно, про нимфу-Кампу с ее морфологическими особенностями знали не все, но были в курсе, что «змеебыка» необходимо было по предсказанию принести в жертву. Зачем? — чтобы победить в титаномахии. Зевс оказался проворнее соперников. Действительно, коршун (звезда Вега в Лире), похитивший Кампу из-под носа Бриарея, не так далеко на небе.

Версию с демоном-Змеебыком продвигал Джордано Бруно: не любил он языческих богов.

Геракл

Есть версия, что Змееносец — это младенец Геракл, еще в колыбели задушивший двух змей, посланных ревнивой Герой. Или же Геракл, убивший огромного змея, уничтожавшего урожай в Лидии на берегу реки Сангарии (Сагарис, Сакарья).

Наоборот, Змееносца считают великаном Какусом, которого Геракл убил при выполнении десятого подвига. Но это явная ошибка, возможная из-за соседства созвездия Геркулес.

В круг Геракла попадает «богиня со змеями» скифская Апи, зачавшая от героя сына Скифа, родоначальника народа скифов. Она змееногая, созвездие рядом с Геркулесом, так что Апи — тоже вариант.

«Катастеризмы» Эратосфена

Он стоит на Скорпионе и держит обеими руками Змею.

Это, по рассказам, Асклепий, которого Зевс в угоду Аполлону поместил на небе. Он занимался врачебным искусством и дошел до того, что воскрешал умерших, и последним в числе прочих Ипполита, сына Тесея. Боги негодовали, опасаясь лишиться положенных им почестей, если Асклепий будет совершать такие деяния. Поэтому, как говорят, Зевс разгневался и поразил его жилище перуном, а впоследствии по просьбе Аполлона причислил его к созвездиям.

«Астрономия» Гигина

ОФИУХ
. 14.1. Офиух, которого наши ученые мужи называют «Змееносец» расположился поверх Скорпиона, сжимая руками змея, обвившегося вокруг его пояса. Многие говорят, что его имя — Карнабон, и что он был царем гетов, обитавших во Фракии. Он царствовал в те времена, когда, как считают, люди впервые получили семена хлебных злаков. Когда Церера щедро творила добро человеческому роду, она повелела Триптолему, кормилицей которого она была сама, запрячь в колесницу драконов (говорят, что он был первый, кто использовал одно колесо, чтобы не мешкать в пути) и объехать все земли, населенные людьми, раздавая семена злаков, чтобы они сами и их потомки могли легче расстаться с дикой жизнью. Когда Триптолем прибыл к вышеупомянутому царю гетов, то поначалу ему было оказано щедрое гостеприимство. Но затем он, благодетельный и бескорыстный гость, попал в засаду как самый свирепый враг и едва не лишился своей жизни, когда вознамерился продолжать путь в другие земли. Когда по приказу Карнабона один из драконов был убит, чтобы Триптолем, который прознал о готовящейся западне, не надеялся спастись в своей колеснице, там появилась Церера и впрягла другого дракона, вернув колесницу ограбленному юноше, а за содеянное зло наложила на царя весьма необычное наказание. Как говорит Гегесианакт, Церера, чтобы запечатлеть это событие в людской памяти, звездами образовала на небосводе фигуру Карнабона, сжимающего в руках змея, словно для того, чтобы убить его. Он прожил столь суровую жизнь, что навлек на себя приятнейшую смерть.

14.2. Другие же указывают, что это — Геркулес, удушающий у реки Сагарис в Лидии змея, который сгубил множество людей и опустошил берега. За этот подвиг царствовавшая там Омфала вернула Геркулеса в Аргос, щедро одарив дарами, а Юпитер за мужество поместил его среди созвездий.

14.3. Некоторые также говорят, что это — Триоп, царь Фессалии. Задумав покрыть крышей свой дворец, он разрушил построенный в древности храм Цереры. За это злодеяние Церера подвергла его тяжким мукам голода: считалось, что никогда и никакая пища уже не могла его насытить. Наконец, когда его жизнь приближалась к концу, он подвергся нападению дракона и, претерпев мучительные страдания, принял смерть и был по воле Цереры помещен среди созвездий. Поэтому до сих пор он представляется взору так, словно его обвивает дракон, по заслугам наказывая вечными муками.

14.4. По свидетельству же Полизела Родосского, имя его — Форбант, который, как считают, оказал великую услугу родосцам. Ведь свой остров, подвергшийся нашествию несметного множества змей, жители назвали Офиусса, и среди этого множества ползучих животных был необыкновенной величины дракон, который погубил многих тамошних жителей и вынудил, в конце концов, остальных покинуть отечество. И вот, рассказывают, в это время Форбант, сын Триопы от Хискиллы, дочери Мирмидона, был занесен на остров бурей и истребил всех змей, а также самого дракона. Поскольку Аполлон испытывал особую привязанность к Форбанту, он поместил его среди созвездий так, словно он убивает дракона, чтобы прославить и запечатлеть в памяти его деяние. Поэтому родосцы, всякий раз когда их флот удаляется от берега, прежде всего совершают жертвоприношения в честь прибытия Форбанта, чтобы такой же случай неожиданно проявить мужество выпал на долю и их сограждан, какой вознес Форбанта, не знавшего о своей будущей славе, на небо.

14.5. По представлениям многих астрономов, это — Эскулапий, которого Юпитер поместил среди созвездий в угоду Аполлону. Когда Эскулапий еще жил среди людей, он настолько превзошел всех искусством врачевания, что ему казалось недостаточным облегчать людские страдания, и поэтому он даже воскрешал умерших. Рассказывают, что последним, по словам Эратосфена, кого он исцелил, был Ипполит, убитый ненавистью мачехи и неведением отца. Некоторые говорят, что своим искусством он вернул к жизни Главка, сына Миноса. Юпитер, сочтя это преступным деянием, поразил молнией его дом, а его самого, за искусство врачевания и из уважения к его отцу Аполлону, он поместил среди созвездий со змеею в руках. Как утверждают некоторые, он держит змею по следующей причине. Когда его силой заставили лечить Главка и содержали в некоем тайном месте, он, стоя с посохом в руках, размышлял над тем, как ему быть, в это время, говорят, на его посох набросилась змея. Разгневанный Эскулапий убил ее, нанеся ей посохом, когда она уползала, множество ударов. Рассказывают, что спустя время в то место приползла вторая змея, принеся в пасти траву, и положила ее на голову убитой; после этого обе змеи уползли оттуда. Эскулапий воспользовался случаем и тою же травой оживил Главка. Говорят, что по этой причине змея находится одновременно и под покровительством Эскулапия, и среди созвездий. Следуя этому примеру, его последователи завещали другим, чтобы и впредь врачи пользовались змеями во врачебных целях.