αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Змееносец: история созвездия

Змееносец — древнее созвездие.

Древнейшие свидетельства

У древних астрономов Месопотамии здесь, по ряду интерпретаций, помещалось созвездие Стоящие боги, Сидящие боги или в посчитанном виде Девять сидячих богов (DINGIR.GUB.BA.(MESH) / DINGIR.TUSH.A.(MESH)). Отдельные звезды созвездия разные специалисты по историки астрономии относят к самым различным месопотамским созвездиям, более или менее приходя к единству только относительно этих самых «сидящих богов». Тем не менее, нет оснований считать, что восточная традиция как-то повлияла на формирование греческого созвездия.

Античность

Время формирования созвездия у греков точно определить, к сожалению, не удается.

Арат Солийский в "Явлениях" пишет об Змееносце:

Там — Змеедержец. Его главу и широкие плечи
В небе легко различить, а прочие члены — труднее.
Тускло светят они, лишь плечи ярко сияют
Даже когда разделит полнолуние надвое месяц.
Руки мерцают едва, и Змей, в могучих объятьях
Стиснут, из дланей скользит, Змеедержца торс обвивая.

Овидий в "Фастах" упоминает созвездие:

21 июня
Юноша из-под земли, пораженный стрелами деда,
Выйдет, и обе руки змеи ему обовьют.

И в древности Змееносец и Змея считались разными созвездиями, но иногда их и не разделяли и считали за одно.

Созвездие Змееносец входит в состав каталога "Альмагеста" Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 24 звезды, не вошедших в фигуру вокруг Змееносца - 5.

Варианты названия

Название созвездия у греков - Ὀφιοῦχος; у римлян транскрипция без перевода: Ophiulchus, Ophiulcus, Ophiultus или уменьшительно Ophiuculus, Ophiulculus. Да, это означает «Змееносец». Постепенно название искажается и к XVI - XVII вв. возникают варианты Afeichus, Afeichius, Alpheichius. «Офиух» был популярным вариантом и позже, также и в русском языке, а сейчас закреплен в официальном латинском названии созвездия.

Перевод Serpentarius начинает появляться довольно поздно, у схолиастов Цезаря Германика; также формы Serpentiger, Serpentinarius, Serpentis Lator, Serpentis Praeses («законодатель», «царь»? - не уверен в правильности перевода).

От anguis («змея») латинские Anguifer, Anguiger, Anguitenens.

Конечно, созвездие называли и Асклепием / Эскулапом в соответствии с основной трактовкой прототипа: Ἀσκληπίος, Asclepios, Aesculapius.

У арабов был прямой перевод с греческого: Al Hawwāʽ, который дал латинизированные формы при обратном движении в Европу: AlhavaAl HaurAl Hague и далее по списку: Alangue, Hasalangue, Alange. У Аль-Бируни Заклинатель змей, держащий змею.

Фольклор

В «Аналитическом каталоге» фольклорных сюжетов этнограф и специалист по сравнительной мифологии Юрий Берёзкин зафиксировал огромный массив астрономических мотивов в различных культурных традициях.

Об астрономии в фольклоре

Следует отметить, что достоверность астрономической информации в фольклоре невелика. Информанты не разбираются в звёздном небе, фольклористы не знают астрономию и не интересуются ею, о чём предупреждает и сам Ю. Березкин. Следует с осторожностью относиться к приводимой ниже компилятивной информации.

Христианский ревизионизм

У Джордано Бруно в "Изгнании торжествующего зверя" он назван Змеебыком. Бруно здесь намеренно использует «Змеебыка» вместо Змееносца, чтобы подчеркнуть связь с «демоническим» миром языческих религий, которые он очень не любил.

Христианские астрономы-реформаторы расстарались.

Предлагалось заменить Змееносца на Апостола Павла и мелитскую (мальтийскую) змею («ехидну», которая повисла на руке его, но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда Деяния Апостолов, 28:5), на Аарона и его "посох-змей" (Аарон бросил свой посох перед фараоном и его приближенными, и он превратился в змею Исход 7:10), на Моисея и медного змея в пустыне (И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя Числа, 21: 9), и на святого Бенедикта (чей атрибут — кубок со змеей — указывает на попытку отравления).

В старых русских материалах частенько используется исходная форма Офиух без перевода, см. эпиграф, например.

Российские источники
Копиевский

У Копиевского на первой планисфере на русском языке, выполненной в 1699 году, Офиунх или Змееносец, держащий в руках Змия.

Дмитриев-Мамонов

В поэме «Россия» (70-е гг. XVIII в.) «помещик-философ» Фёдор Дмитриев-Мамонов даёт, кажется, единственное в русской литературе описание созвездий. Созвездия Змея и Змееносец он описывает как единое созвездие Серпент.

«Серпент» появляется в нескольких местах. Здесь он сражается с Алкидом-Геркулесом.

В звездах стоит Алцид над Азией-страною:
Сражается он тут с Серпентом головою

Еще один эпизод описывает созвездие более подробно:

Созвездие еще страну ту покрывает,
Где змий себя в ногах Серпента извивает,
Главою он лежит Алцида под ногой:
Не страх он небесам, честь делает собой;
Змий, бывый на земле, лишь в том и упражнялся,
Что зелиев искал, чтоб смертный изцелялся,
И коренем таким воскрес Миноса сын,
Змий в небо вознесен лишь ради сих притчин:
Серпент есть Эскулап, бог жизни и леченья,
Со змием свился он себе для прославленья

Реальный словарь классических древностей

В «Реальном словаре классических древностей» Ф. Любкера в статье «Созвездия» о созвездии говорится следующее.

Ophiuchus, Serpentarius, Anguifer, Anguitenes, Ὀφιοῦκος, Змееносец, изображаемый в виде мужчины, стоящего одной ногой на Скорпионе, другой между Скорпионом и Стрелком и держащего в руках змею, извивающуюся между его ног; созвездие это находится к югу от Геркулеса, к востоку от Весов, к западу от Орла, к северу от Скорпиона. Змееносец принимается за Асклепия или Эскулапа, который, будучи убит молнией Зевса, был помещен в число звезд, или за Карнабона, царя гетов, наказанного Деметрой за дурное обхождение его с Триптолемом, или за Геркулеса, убившего змею у вифинской реки Сангария, или за Форбаса, освободившего остров Родос от змеи, и т. д. Поэтому Змееносец называется также Ἀσκληπιός, Καρνάβων, Ἡρακλῆς, Τριόπας, Φόρβας, Κάδμος, Ἰάσων, Λαοκόων и т. п.

Международный астрономический союз

Созвездие входит в список официальных созвездий МАС под названием Ophiuchus (Oph).

Искусство
Борис Нарциссов. «Офиух»

Я – змиеносец, реком – Офиух,
Змия ношу на восплечиях двух.

Змий этот в небе весьма протяжен,
Лижет сандалии звездные жен.

Он предрекает на тысячи лет
В судьбах змеиный, извилистый след.

Мне – запредельные зренье и слух:
Вижу, что будет, сквозь звездную мгу.

Но преложить ничего не могу,
Змия бессильный слуга – Офиух.