Стрела: Мифология
Этой стрелой Геракл убил орла-стервятника, терзавшего прикованного Прометея (смотри одиннадцатый подвиг Геракла).
Или, если поверить в версию, что Орел и Лебедь - это стимфалийские птицы третьего подвига Геракла - Стрелой Геракл и поразил этих птиц.
С другой стороны, Эратосфен считал, что это стрела, использованная Аполлоном для мести одноглазым великанам Киклопам, давшим Зевсу молнии, которыми тот убил Асклепия, сына Аполлона. Известно, что Аполлон поубивал Киклопов, но обычно считают, что просто из-за жгучей обиды на смерть своего сына так отомстил обидчику Зевсу, для которого великаны выполняли всякие ремесленные работы. Именно после этого месту штатного кузнеца занял Гефест.
Эратосфен ссылается на Гераклида Понтийского и говорит, что эта стрела была огромных размеров. Вероятно этим объясняется, что для побития Киклопов хватило всего одной стрелы: Аполлон поразил их размахивая стрелой аки палицей!
Иногда (уже в Новое время и позже) Стрелу в небесных атласах рисовали в когтях Орла, и если принимать Орла за оруженосца, то Стрела принадлежит Зевсу. Считали ее и за стрелу купидона-Эроса.
«Катастеризмы» Эратосфена
Как говорят, это стрела из лука Аполлона, которой он, мстя за Асклепия, истребил киклопов, изготовивших для Зевса перун. Аполлон скрыл ее у гиперборейцев[?], где находится и храм, сооруженный из перьев. Впоследствии стрела была возвращена Аполлону, когда Зевс освободил его от вины за убийство, и он смог оставить служение Адмету, о котором рассказывает в «Алкестиде» Еврипид. Предполагают, что тогда и была доставлена ему стрела по воздуху вместе с плодами Деметры. Была она, как сообщает Гераклид Понтийский в сочинении «О справедливости», огромных размеров, и потому Аполлон поместил ее на небо, сделав в память о своей битве созвездием.
«Астрономия» Гигина
СТРЕЛА
. 15.1. Считают, что это — одна из стрел Геркулеса. Рассказывают, что ею он убил орла, который, по преданию, выклевывал Прометееву печень. Нам представляется, что об этом небесполезно рассказать подробнее. В древности, когда люди с великим благоговением совершали жертвоприношения бессмертным богам, они обычно бросали в священное пламя все жертвенное животное целиком. И вот, когда вследствие больших трат бедняки не могли приносить жертвы, Прометей, который, как считают, благодаря удивительной остроте ума создал людей, добился, говорят, у Юпитера позволения, чтобы часть жертвенного животного люди бросали в огонь, а другую часть использовали для своего пропитания. Впоследствии он укрепил этот обычай. После того как Прометей легко добился этого у бога, который поступил без корысти, не как человек, он самолично принес в жертву двух быков. Сперва он возложил на алтарь их печень, а все мясо, оставшееся от двух туш, сложил в одно место и покрыл бычьей шкурой. Все имеющиеся кости Прометей покрыл второй шкурой и, поместив ее на виду, предоставил Юпитеру возможность выбрать ту из них, какую он пожелает. Юпитер же не проявил божественного разумения и не предвидел все наперед, как подобало бы божеству, но (раз уж мы решились довериться сказаниям) был обманут Прометеем и, считая, что под каждой шкурой находится бычья туша, выбрал кости в качестве причитающейся ему половины. Поэтому во время торжественных обрядов и жертвоприношений, после того как люди съедали мясо жертвенных животных, оставшиеся кости, принадлежавшие богам, они сжигали в том же самом огне.15.2. Но вернемся к начатому рассказу. Когда Юпитер узнал правду, он воспылал гневом и отнял у смертных огонь, чтобы благоволение Прометея они не ставили выше могущества богов, и чтобы людям не было никакой пользы от мяса, которое они не в состоянии были приготовить. Прометей же, кознодействуя по своему обыкновению, замыслил вернуть людям отобранный у них огонь, самолично проявив о том заботу. Поэтому, когда рядом никого не было, он приблизился к огню Юпитера, убавил его и заключил в полую ветвь. Ликуя от радости, так что он, казалось, скорее летит, а не бежит, Прометей размахивал веткой, чтобы дым не загасил заключенный в ее внутренней части огонь. Вот почему до сих пор люди, несущие радостные вести, всегда стремятся сообщить о них как можно быстрее. Также было установлено, чтобы в качестве одного из видов состязаний на играх бегуны, по примеру Прометея, бежали, размахивая факелами.
15.3. Тем временем и Юпитер, чтобы не оставить смертных без своей милости, подарил им женщину, изготовленную Вулканом и наделенную всеми дарами по милости богов. Поэтому ее назвали Пандора. Прометея же он приковал в Скифии железной цепью к горе, именуемой Кавказ. Прометей был прикован к ней около тридцати тысяч лет, по словам трагического поэта Эсхила. Вдобавок Юпитер посылал к нему орла, который ежедневно выклевывал отраставшую за ночь печень. Этот орел, по одним свидетельствам, был порождением Тифона и Ехидны, по другим — Теллус и Тартара, но многие считают, что он был сделан руками Вулкана, а Юпитер, говорят, вдохнул в него жизнь.
15.4. Об освобождении Прометея сохранилось такое сказание. Когда Юпитер, влекомый пригожестью Фетиды, стремился взять ее в жены, но не мог ни склонить к замужеству боязливую деву, ни помыслить умерить свою страсть, в это время, говорят, Парки предрекли пути Провидения, неотвратимо сбывающиеся по установленному мировому порядку. Они объявили, что, кто бы ни стал супругом Фетиды, его сын превзойдет славой отца. Прометей, не по доброй воле, но по необходимости будучи настороже, услышал прорицание и сообщил о нем владыке богов. Юпитер, опасаясь, что и с ним может случиться то, что он сделал со своим отцом Сатурном в подобной ситуации, умерил свое желание супружества с Фетидой, чтобы не лишиться отцовской власти, и достойно отблагодарил Прометея за услугу, освободив его от оков. И хотя Юпитер поклялся в том, он все-таки не отпустил его без всякого условия, но приказал, чтобы в память о событии у Прометея один палец был окован и тем, и другим материалом, то есть камнем и железом. Люди переняли этот обычай и, чтобы казалось, что тем самым они выказывают признательность Прометею, стали носить кольца, изготовленные из камня и железа. Некоторые также говорят, что он носил венок, словно в подтвержденье того, что он оказался победителем и злоумышлял безнаказанно. Поэтому и у людей ввелось в обычай по случаю великий радости и побед носить венки, что можно видеть на состязаниях атлетов и пирах.
15.5. Впрочем, я полагаю, что следует вернуться к началу рассказа и поведать о гибели орла. Геркулес, посланный Эврисфеем за яблоками Гесперид, не зная пути пришел к Прометею, прикованному, как мы уже сказали, к горе на Кавказе, и тот указал ему дорогу. Когда Геркулес возвращался с победой, он поспешил к нему, чтобы рассказать о смерти дракона, о котором мы также уже рассказали, и отблагодарить за услугу, стремясь поскорее вернуть ему заслуженный почет. По устранении бедствия люди постановили сжигать на алтарях богов печень жертвенных животных, чтобы боги насыщались их печенью взамен Прометеевой.
15.6. Эратосфен же рассказывает о Стреле, что это — та стрела, которой Аполлон перебил Киклопов. Они выковали Юпитеру перун, которым он, как говорят многие, поразил Эскулапия. Эту стрелу Аполлон зарыл на Гиперборейской горе. Когда же Юпитер простил сына, он дуновением ветра принес ту стрелу Аполлону вместе с плодами, созревающими в это время. Вот почему она находится среди созвездий.