αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Рафаэль Санти живописец

Да, тот самый Рафаэль Санти (Raffaello Santi, 1483 — 1520), великий итальянский живописец.

Первая известная мне фреска с изображением созвездий принадлежит Рафаэлю Санти: это «Перводвигатель» в «комнатах (станцах) Рафаэля» Папского дворца в Ватикане, а определённее говоря, в станце делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, «Комната подписей»), той самой, где находится знаменитая «Афинская школа».

Роспись четырёх комнат дворца двадцатипятилетний ещё никому не известный Рафаэль начал в 1508 по заказу папы Юлия II, и начал с Комнаты подписей; более того, искусствоведы считают, что первой фреской проекта был именно «Перводвигатель» (1508 годом он и датируется). На фреске изображен небесный свод с изображением созвездий, над которым склонилась женская фигура, муза Урания или, может быть, ангел, наблюдающая ход небесных светил (она просвечивает сквозь хрустальную сферу). Фреска трактуется как аллегория начала Вселенной, или как олицетворение науки, или как астрологический маркер, о котором мы поговорим ниже; на самом деле — всё вместе, а главное, указывает, что интерес к астрономии становится общим местом после столетий небрежения.

Принятое название фрески «Перводвигатель» (или «Астрономия») отсылает прямиком к космологии Аристотеля, правда, не к трактату «О небе», а к «Метафизике», в которой философ предлагает первопричину движения всех небесных сфер: божественный Перводвигатель заставляет вращаться самую внешнюю сферу звёзд, и далее это движение передаётся остальным сферам буквально по принципу сцепленных шестерёнок. К моменту написания фрески этой теории было ровно два тысячелетия, и оставалось только две сотни лет, прежде чем стать достоянием истории (и насмешек атеистов).

Нет никаких свидетельств по крайней мере, известных мне, что Рафаэль серьезно интересовался астрономией. Так что у изображенных созвездий должны быть прототипы, и это очень ранние работы истории европейской традиции. До знаменитой планисферы Дюрера еще 10 лет, правда, была «Венская рукопись», манускрипт 1440 года, на которую опирался Дюрер, но созвездия «Перводвигателя» не очень походят на изображения этого манускрипта. Вообще, рафаэлевская работа основана, скорее, не на какой-то планисфере, а на глобусе: это ясно из особенностей перспективы изображенной сферы. Небесные глобусы появились в Европе на рубеже X — XI веков, но были они штучным редким товаром, и образцов их не сохранилось (хотя нужно поискать). Однако глобус Штёфлера был сконструирован незадолго до описываемых событий, и известные мне детали этого глобуса хорошо соотносятся с аналогичными деталями фрески Рафаэля (ноги Пегаса, звёзды). С достоверностью утверждать нельзя, но он выглядит хорошим кандидатом на прототип.

На фреске изображены (начиная сверху и по часовой стрелке): Пегас, Андромеда, Рыбы, Кит, Южная Рыба, Козерог, Водолей, Дельфин. Непонятен хвост, извивающийся между Пегасом и Андромедой; возможно, это неверно расположенный хвост Дракона. Центр — точка весеннего равноденствия в перекрестии двух дуг — эклиптики и экватора — и вертикальной оси Мира. Всё выглядит достаточно достоверно. Говорят, что эта конфигурация соответствует 31 октября 1503 года, дню избрания папой Юлия II, заказчика росписи. Ясно, что «эта конфигурация» созвездий неизменна на протяжении миллионов лет. 31 октября 1503 года она наблюдалась в Риме точно на юге 20:00 по местному времени. Кстати, фреска находится в северо-западной части купола зала, а не в южной и не в центре, как можно было бы предположить. Это не значит, что в этот момент выбрали папу: это лишь значит, что точка весеннего равноденствия кульминирует. Такое явление происходит ежесуточно, хотя в разное время. Таким образом, астрологическая подоплёка фрески ничем не обоснована. Фигура ангела / музы находится над северном полюсом Мира, и ей только «ручку крутануть», чтобы запустить движение светил: вероятно, она это и делает правой рукой.

О хиральности

Сфера на фреске изображена, как мы её видим снаружи; ясно, что изнутри с Земли мы видим картинку в зеркальном виде. Это известная фича многих старинных изображений неба, восходящих к небесным глобусам.

Небольшая сфера внутри большой, очевидно, Земля. Рафаэль предвосхитил Harmonia Macrocosmica Целлариуса с его полупрозрачными сферами.


Продолжателями темы были Итальянские живописцы.