αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Дракон: история созвездия

Дракон — древнее, а вероятнее всего и одно из древнейших созвездий.

Предыстория

В Египте на месте Дракона располагалась созвездие Бегемотиха (также Великий Гиппопотам, Исида Грозная Матерь: Ререт / Асет Джамут). Иногда она держала на спине крокодила, иногда в лапе — щвартовочный кол: возможно это звезда Капелла Возничего, Себа эн сар = «Звезда огня». На спине у неё часто располагался крокодил; это или мифологический синоним Бегемотихи или отдельное созвездие, соответствующее Голове Змеи. В общем, Бегемотиха не ограничивалась Драконом. Бегемотиху можно увидеть на Дендерском зодиаке.

В месопотамских таблицах MUL.APIN, восходящих к началу второго тысячелетия до нашей эры звезды Дракона называются Плуг (одна из возможных интерпретаций). У вавилонян некие звезды у полюса описаны как Улитка — но какие? есть так же наименование Змей — но где он?

Наконец, у халдеев все там же, в Междуречье, на месте греческого (и современного) был, по весьма предположительным, однако, свидетельствам, крылатый Дракон. Фалес Милетский, якобы, превратил эти крылья в созвездие Малой Медведицы, а следовательно, и позаимствовал самого Дракона. Мне эта версия кажется очень занятной, но и ровно настолько же и нереалистичной.

Античность

Тем не менее, можно предположить, что у греков созвездие Дракон появилось примерно в одно время с Малой Медведицей или чуть позже (но время появления Малой Медведицы неизвестно точно, если только не принять авторство Фалеса Милетского) и определенно после обозначения Большой (а Большая — уж совсем наидревнейшее созвездие).

Арат Солийский в "Явлениях" пространно пишет о Драконе:

Змей громадный меж них, струящимся водам подобный,
В кольца свиваясь, скользит, изгибаясь податливым телом.
Всюду извивы его. Над Геликою хвост простирает
Чудище, оборотясь к Киносуре чешуйчатым брюхом.
Самый кончик хвоста на главу указует Гелики.
Змей, между тем, обхватив высокой петлей Киносуру,
Все расширяет круги своих бесконечных извивов
И, приподнявшись, назад, на Большую Медведицу смотрит.
Блещут громады очей. На впалых висках полыхают
Пламени два, а третьей звездой подбородок украшен.
Обозначает звезда, где правый висок у Дракона,
Где подбородок его; сияет хвоста окончанье
Рядом с последней звездой Гелики. Назад обернулся
Змей, и огромной главы лучатся светочи в небе
Там, где восход и заход одного касаются круга.

Созвездие входит в состав каталога Птолемея. Птолемей насчитывает в созвездии 31 звезду.

Фактически, в Древней Греции понятия "дракон", "змей" и "гидра" не различались. Употребление этих наименований для созвездий — Дракона, Гидры и Змеи в составе Змееносца достаточно произвольно — нужно смотреть контекст, чтобы понять, о чем идет речь. Обычно греки называли созвездие Δράκων (Дракон) и, например, Эратосфен и Гиппарх — Ὄφις (Змей).

Римляне использовали названия Anguis, Coluber, Serpens, все с одним значением — Змей. Ещё одно имя — Python — ссылается, конечно не на змею питон, а на мифического змея Пифона, убитого Аполлоном (см. соответствующий миф).

Позже у римлян использовалось Aesculapius — Эскулап, он же греческий Асклепий, по его атрибутивному животному змее. Еще одно римское название — Sidus Minervae, Звезды Минервы, греческой Афины (см. соответствующий миф). Наконец, латинские вариации на тему "монстра": Monstrum mirabile (монстр прекрасный, замечательный), Monstrum audax (монстр дерзкий), Monstrum (просто монстр).

А вот у Вергилия Maximus Anguis:

Там, извиваясь рекой, выползает размером огромный
Змей и этак и так оплетает Арктов обоих,
Арктов, которым в волнах океанских страшно намокнуть

Георгики, I 244

("Аркты", понятное дело, две Медведицы, Большая и Малая, а вот про их "намокание", лично мне читать уже навязло: шестьсот лет от Гомера прошло, пора бы насочинять новый образ! Не люблю Вергилия…)

У Фирмика Матерна Angius (какая-то «змея») с выделенной частью Lygnus (неизвестно, что это такое). Возможно Фирмик (христианский автор!) вспоминает неопалимую купину и превращение жезла Моисея в змею (Исход, 4:3), а змею — в сухое дерево (вероятно, апокрифическая версия, упоминаемая в «Легенде о святом Георгии и драконе»), ''aridum lignum'.

Отклонимся немного на восток. В Индии созвездие называлось Shi-shu‑mara, Шишурмара, аллигатор (mara "смерть" + shi-shu "детей") или морская свинья. На абстрактном уровне Шишумара был космологический принцип, некая космическая сфера, заставлявшая вращаться небо и планеты. Тут стоит обратить внимание, что в Драконе находится северный полюс эклиптики, на хвосте Шишумары — Полярная звезда.

Делич (Delitzsch) утверждает, что у древних евреев созвездие называлось Колчан (ничего змеиного). У персов: Azhdehā — змей-людоед.

Средние века

Место — тоже, время — несколько столетий позже, средние века, арабы. У арабов, заимствовавших свою "новую" астрономию у греков, Дракон — Дракон, но на арабском: Al Tinnīn, Al Thuʽbān. Позже в Турции, по Байеру — Etanin и варианты Aben, Taben, Etabin. Риччиоли приводит варианты Abeen, Taeben, Постеллус (Postellus) — Daban, Чилиад (Chilmead) — Alanin, Вильгельм Шиккард (Schickard) — Attanino. В общем, каждый на свой вкус и слух переиначивает недослышанное.

Вариант змея тоже не пропущен арабами, это Al Shujāʽ (также для Гидры) и Al Ḥayyah.

Звезды β, ξ, γ, μ, ν созвездия формировали арабский астеризм Падающий Крест — Al Ṣalīb al Wākiʽ.

Байер упоминает Palmes emeritus, что-то вроде "лоза, принесшая плоды", но возможно, это малая группа звезд у арабов, а не все созвездие. По форме созвездие, конечно, напоминает лозу.

На первой небесной карте на русском языке Копиевского от 1699 года созвездия названо Змей с комментарием окружающий полюс эклиптики.

Маргинальные версии

Античный, но вполне христианский автор Фирмик Матерн (IV в.) называет часть созвездия Лигнус, дерево. Возможно, это аллюзия на жезл Моисея, который Господь превратил сначала в змею («Исход», 4:3), а затем в сухое дерево, aridum lignum. Это какая-то апокрифическая версия (я обнаружил её в «Легенде о святом Георгии и драконе»), потому что в «Исходе» змея превращается снова в жезл, но вероятно, Фирмик с этой версией был знаком.

Шиллер, христианский астроном-ревизионист, предлагал поместить на место Дракона перебитых Иродом Вифлеемских младенцев. По другой версии у него здесь Святой младенец Иннокентий. Я не нашел сведений о подобном святом и почему он. «Иннокентий» — «невинный»: выяснилось, что это просто неверный перевод Massacre of the Innocents, избиение младенцев.

Цезий полагает Дракона Великим Змеем, которому поклонялись язычники вавилоняне, только зачем же его на небо-то? Другие благочестиво настроенные описатели видят здесь самого Змея-искусителя.

Наконец, не откажу себе в удовольствии изложить совершенно безумную версию шведа Улофа Рудбека (Olaus Rudbeck), жившего в XVII веке. Он считал созвездие символом Балтийского моря, а за одно полагал Швецию платоновской Атлантидой и колыбелью человечества. Кретинизм местечковых «ученых»-националистов, считающих свою улицу экватором Земли, вечен, и Фоменко не первый и, увы, не последний среди них. Справедливости ради, Улоф Рудбек впервые описал лимфатические сосуды человека и, кстати говоря, был предком Альфреда Нобеля.

Российские источники
Копиевский

У Копиевского на первой планисфере на русском языке, выполненной в 1699 году, назван Змеем, окружающим полюс эклиптики.

Дмитриев-Мамонов

В поэме «Россия» (70-е гг. XVIII в.) «помещик-философ» Фёдор Дмитриев-Мамонов даёт, кажется, единственное в русской литературе описание созвездий.

Дракон появляется несколько раз. Сначала при описании Алкида-Геркулеса.

Ногою на главе стоит он [Геркулес — tau / am] пастуха,
Другою — на главе дракона прелиха

(Значение слова «прелиха» я не нашел, но судя по всему что-то большое.)

Также Дракон фигурирует в списке созвездий «светящих Европу»:

Светящьи звезды их здесь буду все я петь:
На самой полус тот, где Малый есть Медведь,
Дракона длинный хвост, вияся, досязает,
Который животом Цефея покрывает;
Главою он лежит Алцида под ногой,
Конец его хвоста, где есть Медведь Большой.

Фольклор

В «Аналитическом каталоге» фольклорных сюжетов этнограф и специалист по сравнительной мифологии Юрий Берёзкин зафиксировал огромный массив астрономических мотивов в различных культурных традициях.

Об астрономии в фольклоре

Следует отметить, что достоверность астрономической информации в фольклоре невелика. Информанты не разбираются в звёздном небе, фольклористы не знают астрономию и не интересуются ею, о чём предупреждает и сам Ю. Березкин. Следует с осторожностью относиться к приводимой ниже компилятивной информации.

Звёзды Дракона появляются в сюжетах, связанных с Большой и Малой Медведицами

  • Убийца-Полярная просит клиента (две звезды головы Дракона) оберегать его от родственников жертвы (Большая Медведица), стоя между ними — Ближний Восток
  • Одушевленные зооморфные персонажи «большая скамья» (Большой Ковш) и «малая скамья» (Малая Медведица) дерутся, «крюк» (Дракон) разводит их, встав между — американская Субарктика

Также, м.б. Огненный дракон Гочихр пехлевийской космогонии «подобный змее» — Иран

Народные русские названия по М. Рут

В этнографических материалах обнаруживается единичное упоминание названия созвездия, точнее, звезд его головы — Петров Крест. Оно, однако, может относиться и к Лебедю.

Реальный словарь классических древностей

В «Реальном словаре классических древностей» Ф. Любкера в статье «Созвездия» о созвездии говорится следующее.

Draco, Δράκων, Дракон, также anguis, serpens. [Verg. G. 1, 224. Ov. met. 2, 138. 173]. Голова его находится под ногами Геркулеса. Это дракон, стороживший яблоки Гесперид и убитый Геркулесом, которого Юнона превратила в звезду; или же дракон, убитый Кадмом, или же змей Пифон.

Международный астрономический союз

Созвездие зарегистрировано МАС под официальным названием Draco (Dra).

В культуре
Бальмонт, «Белый зодчий»

В 1914 году издательство «Сирин» издало сборник Константина Бальмонта «Белый зодчий: Таинство Четырёх Светильников», в котором есть подборка стихов под названием «Южный Крест». Составлена она по впечатлением путешествия Бальмонта по южным странам; он посетил Канарские острова, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию.
В подборке упоминается ряд созвездий, в частности, Дракон.

Страда

Не страданье, а страда,
Сноп сверкания – звезда,
Трав небесных крепкий стог,
Духом созданный чертог.

Дремлют в ярких снах Косцы,
Дух и тело – Близнецы,
И стрела-алмаз Стрельца
В безднах мчится без конца.

Ворон, Волк, Дракон, и Лев
Взяты в огненный напев,
Бег их – пламенный псалом,
Яркий узел за узлом.

В звездной Там все наше Здесь,
С Небом ум уравновесь,
И свершай, как лик Звезды,
Геркулесовы труды.

Круг свершений очертив,
Смело кинешься за срыв,
И тебя, сверкнув, возьмет
Огневой водоворот.