αстромиф против войны. Война должна быть прекращена. Военные преступники должны предстать перед судом.

Пегас: история созвездия

Пегас — древнее созвездие, возможно, одно из древнейших, если иметь в виду астеризм Большой Квадрат, вместе с Андромедой, с которой Пегас конструктивно связан.

Действительно, мне представляется, что базовым «строительным элементом» созвездия был астеризм Большой Квадрат, хорошо идентифицируемый на осеннем небе. Окончательное же оформление созвездия произошло позже, вместе с компоновкой большой сюжетной группы созвездий Персеиды — Кассиопея, Андромеда, Цефей, Персей.

У вавилонян в Месопотамии Большой Квадрат считался отдельным созвездием с характерным названием Поле ((ASH).IKU). Это самостоятельное созвездие, и не находится его связей с Пегасом.

Есть мнение, что у египтян здесь был Раб; на Дендерском зодиаке изображен Шакал или по другой версии — квадрат с водой между Рыбами (это логично, это Большой квадрат Пегаса).

Античность

Иногда утверждают, что название «Пегас» вместо прежнего «Конь» созвездию предложил Эратосфен. Это довольно сомнительно, поскольку в "Катастеризмах" Эратосфена (конечно, если считать, что Эратосфен к "Катастеризмам" имеет отношение) сказано прямо противоположное:

Иногда считается, что это Пегас, взлетевший к созвездиям после падения Беллерофонта, однако тот факт, что у него нет крыльев, лишает, согласно некоторым толкованиям, это предположение убедительности.

Арат Солийский в "Явлениях" пространно пишет об Пегасе:

Над Андромеды главой скакун нависает крылатый.
Та же звезда, что горит на темени у Андромеды,
Светит под чревом Коня. Лопатки и бок своим блеском
Три отмечают звезды. Меж ними равны расстоянья.
Мрачно светит глава и лишенная яркости грива.
Там, где с конских удил изобильная падает пена,
Блещет звезда, и главу затмевая, и шею крутую,
Звездам подобная трем, отмечающим бок и лопатки.
Но из отдельных частей не слагается облик единый:
Спереди конь предстает, с середины сокрыто от взгляда
Тело его — потому возникает диковинный образ.
Он — порожденье Горгоны. Еще с Пиерийской вершины
Вниз не струился поток той порой, как из недр Геликона
Мощным ударом копыт извел он мусийские струи.
Это воде родника названье дало — Гиппокреной
Стали зваться ключи. А Пегас, превращенный в созвездье,
Крылья расправил свои и в небе высоком ликует.

Овидий в "Фастах" (немного опережая события, но пусть уж стихи будут рядом) упоминает Пегаса:

7 марта. Ноны
. . . . . . . . . . . . . . . .
Воздуха лишь синеву усеет звездами небо,
Выю увидишь коня, что из Горгоны возник.

Созвездие входит в состав каталога "Альмагеста" Птолемея под названием Конь. Птолемей насчитывает в созвездии 20 звезд. Интересно, что в созвездии нет звезды δ. В древности эта звезда (Альферац) считалась принадлежащей двум созвездиям одновременно: Пегасу и Андромеде; после правки небес 1928 года окончательно отошла Андромеде.

Варианты названия

Греки первоначально называли созвездие просто Конь: Ίππος. («Божественный конь», Ίππος ἱερός у Арата.). Индивидуальное имя Пегас на греческом выглядит так: Πήγασος (обратите внимание на ударение :).

В поэтических описаниях уже у греков встречаются различные эпитеты, хотя греки как правило не слишком этим грешили. Поскольку созвездие представлено только головой лошади, его называли ἡμιτελής, ἡμίτομος — «разрезанный пополам». Уже в позднем эллинизме у пышнослосного Нонна Ἡμιφανής Λίβῦς ἴππος появляется «полувидимый ливийский конь». Еще у Нонна: Θεαιανα.

Римляне тоже называли Пегаса просто Конем — Equus, и также «частью коня» — Equi Sectio, а также крылатым конем — Equus AlesПрусских таблицах XVI века — Equi Alati).

Pegasus использовался с различными прилагательными: alter (другой, хотя казалось бы «другим» должен быть Малый Конь), major (главный, вот это правильно), Gorgoneus («горгонов»), Medusaeus («медузий»). Многочисленные латинские формы: Pegasides, Equus posterior (последующий, потому что Малый Конь восходит первым), volans (летающий), aëreus (воздушный), dimidiatus (разделенный, в смысле, видно только половину), Bellerophon, Bellerophontes (Беллерофонтов), sonipes («шумноногий») и sonipes ales («шумноногий крылатый»).

Посмотрим на мифологию. Fontis Musarum Inventor — «создатель источника муз».

Обычно Малого Коня считают дочкой (или внучкой) Хирона, но иногда из-за путаницы переносят этот образ на Пегаса. Эту дочку / внучку Хирона звали Тея или Иппа, или Меланиппа, тут есть разгон в мнениях. Поэтому, Еврипид: Melanippe (Байер напутал или описался: Menalippe), у Нонна Θεαιανα, искаженное «Тайя», но здесь Нонну не хочется доверять, мутно как-то.

И раз уж мы перешли на авторские варианты, продолжим с ними: в Альфонсовых таблицах: Alatus, крылатый, инагда добавляется Secundus, второй, потому что первым восходит Малый Конь; «Альмагест» 1551 года издания: Equus Pegasus, Конь Пегас, в последующих изданиях был Pegasus Equus alatus — «крылатый конь Пегас»; Лаланд — Ephippiatus, «оседланный» и Cornipes, «копытный» .

Вернемся по времени назад, а географически на восток: у домусульманских арабов здесь было al Dalw, «Ведро», что сохранилось в названиях некоторых звезд, а в латинской интерпретации как Amphora (хотя обычно Amphora используется для Урны Водолея) . У классических арабов — классический «Второй Конь»: al Faras al Thānī. От этого «альфараса» ранние европейские переводчики зиджей напереводили: БайерAlpheras, Чилмид — Alfaras и Alathem, Лаланд — Alpharès.

Российские источники
Копиевский

На первой небесной карте на русском языке Копиевского от 1699 года созвездие странно транскрибировалось как Эквус Алятус с пояснением: «летающий конь».

Дмитриев-Мамонов

В поэме «Россия» (70-е гг. XVIII в.) «помещик-философ» Фёдор Дмитриев-Мамонов даёт, кажется, единственное в русской литературе описание созвездий.

Хотя автор подробно описывает сюжет Персииды, Пегаса он в нем не говорит, но упоминает его, говоря о Ящерице, как одном из «созвездий Европы»; автор поэмы помещает её под ногами Пегаса:

Там Ящерица тем во звезды вмещена,
Что вся ея спина в звездах испещрена,
Копытами Пегас гад оный попирает

Фольклор

В «Аналитическом каталоге» фольклорных сюжетов этнограф и специалист по сравнительной мифологии Юрий Берёзкин зафиксировал огромный массив астрономических мотивов в различных культурных традициях.

Об астрономии в фольклоре

Следует отметить, что достоверность астрономической информации в фольклоре невелика. Информанты не разбираются в звёздном небе, фольклористы не знают астрономию и не интересуются ею, о чём предупреждает и сам Ю. Березкин. Следует с осторожностью относиться к приводимой ниже компилятивной информации.

  • Звёзды β, δ Андромеды и α, ζ Пегаса представлялись рыбаками, тянущими сеть (α, β, γ, δ, ε Дельфина и α, β, γ, δ Малого Коня и звёзды между ними), «пьяная женщина» (?) (γ Пегаса) послана «торговцем рыбой» (неидентифицированные звёзды) перекупить рыбу подешевле — Балканы
  • В сцене «небесной охоты»: Кассиопея + Пегас + Возничий = лось, Кастор и Поллукс / Пояс Ориона / Арктур = охотники — саамы
  • Палки-копалки женщин-Плеяд: звезды Овна и Пегаса — Австралия
  • Погребальный костёр (или четыре столба, под которыми костёр; очевидно, речь о Большом Квадрате, так что + α Андромеды) — Тибет, Индия
  • Решётка для жаренья — индейцы Гвианы
  • Небесная невеста (или её отец) земного юноши — Малайзия, Индонезия
  • Амбар — Малайзия, Индонезия
  • Громовая птица (анфас с распростертыми руками-крыльями и расставленными ногами): Пегас и Лев — индейцы Юго-Запада Северной Америки
Народные русские названия по М. Рут

В этнографических материалах упоминаются название созвездия, относящееся, впрочем, к Большому Квадрату, то есть, включая одну звезду Андромеды: Крест.

Христианские и другие ревизии

Шиллер предложил считать Пегаса Архангелом Гавриилом, Цезий ссылался на Иеремию: Вот, поднимается он [враг Израиля] подобно облакам, и колесницы его — как вихрь, кони его быстрее орлов; горе нам! Иеремия, 4:13.

В легендах иудеев (сообщает Ричард Аллен) — Конь Нимрода, который (Нимрод, а не конь) был охотником: сильный зверолов перед Господом Быт. 10:9, или по следам легендарной беседы с Авраамом, где патриарх рассказывает притчу с участием говорящего коня, или, наконец, по ассоциации с мусульманской легендой, в которой Нимрод летит на небо на упряжке орлов биться с Богом (где иудеи и где мусульмане!). Я бы тут уж вспомнил и Бурака, крылатого коня пророка Мухаммеда, на котором он совершил исру («ночное путешествие» из Мекки в Иерусалим). Но что-то никто не вспоминает.

Хорошо. Но христиане уверяли, что это не конь, а осел, на котором Иисус въехал в Иерусалим.

Наконец, Вейгель на своем «геральдическом глобусе» на месте Пегаса разместил Люнебургского Коня: это белый конь герба Нижней Саксонии, раньше бывший на гербе то ли герецогства, то ли герцогско города, а скорее и там и там.

Реальный словарь классических древностей

В «Реальном словаре классических древностей» Ф. Любкера в статье «Созвездия» о созвездии говорится: Pegasus, Equus, Ἴππος, Пегас, к северу от Водолея и Рыб; изображение его представляет переднюю часть лошади. Его принимают также за Меланиппу, дочь Хейрона.

Международный астрономический союз

Созвездие зарегистрировано МАС под официальным названием Pegasus (Peg).